Category: россия

Category was added automatically. Read all entries about "россия".

День берестяной грамоты в Великом Новгороде

26 июля 1951 года в Великом Новгороде обнаружена первая берестяная грамота.




Берестяные грамоты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.

Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех». В музеях и архивах сохранилось немало поздних, в основном старообрядческих документов, даже целых книг, написанных на специально обработанной бересте. На берегу Волги близ Саратова крестьяне, роя силосную яму, в 1930 году нашли берестяную золотоордынскую грамоту XIV века. Все эти рукописи выполнены чернилами.

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством Артемия Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писа́ла — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске. Древнейшие стили-писала в Новгороде происходят из слоёв 953—989 годов. Уже тогда у Арциховского возникла гипотеза о возможности находки грамот, процарапанных на бересте. Однако Великая Отечественная война прервала работы археологов, и они возобновились только в конце 1940-х годов.




26 июля 1951 на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1: она содержала перечень феодальных повинностей в пользу трёх землевладельцев: Фомы, Иева и третьего, которого, возможно, звали Тимофей. Грамоту эту нашла новгородка Нина Акулова, которая пришла на раскоп подработать во время отпуска по беременности. Заметив на грязном свитке бересты буквы, она позвала начальника участка Гайду Авдусину; поняв, в чём дело, та потеряла дар речи. Подбежавший Арциховский также в течение нескольких минут ничего не мог произнести, а потом воскликнул: «Премия — сто рублей! Я этой находки ждал двадцать лет!». В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты».




Этот же археологический сезон принёс ещё 9 берестяных документов, опубликованных только в 1953 году.

Открытие показало, что, вопреки опасениям, при написании грамот почти никогда не использовались хрупкие чернила; текст был просто процарапан на коре и без труда читался.

В ходе раскопок находят также пустые листы бересты - заготовки для письма, показывающие возможность находки в будущем берестяных грамот с текстом. Иногда в СМИ они также называются «берестяными грамотами». Такой берестяной лист рубежа XI и XII в. найден в 2010 году в Киеве на Подоле; текст на нём пока не выявлен. В 2007 году сообщалось также о «берестяной грамоте и писале», найденных в Нижнем Новгороде, каких-либо подробностей об этой находке впоследствии не появлялось. В 2008 году сообщалось о находке берестяной грамоты и костяного писала в Буске на Львовщине.

promo teachron february 21, 2014 11:52 1
Buy for 100 tokens
Больше страсти! - говорит режиссер оперному тенору. - Неужели вы никогда не любили? - Любил, - отвечает тенор. - Но никогда при этом не пел. От меня зависит, в каком свете будет представлена новая пьеса. - Вы режиссер? - Нет, осветитель. В опере: - Тебе не нравится? - шепотом спрашивает…

190 лет подвигу брига "Меркурий"

26 мая 1829 года (14 мая по ст. ст.) 18-пушечный русский бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского был настигнут в море двумя турецкими линейными кораблями, имевшими на борту 184 орудия.




Командир собрал на совет всех офицеров. Первым слово было предоставлено младшему по чину. Штурманский поручик Иван Прокофьев выразил мнение всего экипажа: «Биться до последней крайности, а когда не останется никакой надежды, зажечь порох и взорвать бриг». Бой продолжался четыре часа. Бриг получил 22 пробоины и 297 повреждений в рангодуте, парусах и такелаже; многие офицеры и матросы были убиты и тяжело ранены. Но команда продолжала вести меткий ответный огонь, искусным маневром затрудняя ведение прицельной стрельбы противнику. Из-за нанесенных им повреждений турецкие корабли прекратили огонь и легли в дрейф.




«Меркурий» вышел из боя победителем и на следующий день присоединился к эскадре. В честь этого выдающегося подвига в Севастополе был установлен памятник с надписью на пьедестале: «Потомству в пример...» За исключительный героизм в борьбе с превосходящими силами противника на море отличившемуся ранее линейному кораблю «Азов» и бригу «Меркурий» впервые в истории русского флота были присвоены почетные георгиевские флаги.




Для экипажей кораблей, удостоенных этой чести, установили ношение на бескозырках черно-оранжевой ленты: черный цвет означал цвет пороха, оранжевый - цвет порохового пламени.

Роковой "шар смелости"

В январе 1975 года в Красноярске артисты Московского цирка Надежда и Марина Маяцкие показывали уникальный номер — «Шар смелости». Придумал этот номер муж Надежды Петр Маяцкий еще в 1950 году. Суть его была в следующем: в сетчатом шаре диаметром семь метров, состоящим из двух полусфер и подвешенном над ареной, на огромной скорости ездили на мотоциклах по горизонтали и вертикали циркачи во главе с Маяцким, выделывая немыслимые трюки. Номер пользовался фантастическим успехом у публики. Но одно из таких представлений едва не закончилось трагедией: в январе 63-го Петр Маяцкий упал с мотоцикла и сильно разбился. Номер на какое-то время был снят с программы. А затем его восстановили жена и дочь отважного циркача.




И вот в начале 75-го года в цирк на Цветном бульваре пришла разнарядка: отправить номер «Шар смелости» на гастроли в Красноярск. Маяцкие ответили категорическим отказом. Дело в том, что именно в Красноярске 12 лет назад едва не погиб Петр Маяцкий. Однако в Минкульте посчитали эту причину несостоятельной: «Вы что, верите в приметы?» - спросили Маяцких. — Собирайте вещи и отправляйтесь на гастроли!». Спорить было бесполезно.




Но дурные предчувствия не обманули мать и дочь. Роковым для них стал именно тот день, когда разбился их муж и отец, — 12 января. Причем беда произошла в тот же час – на трехчасовом представлении. Вот и не верь после этого в мистику.




Что же произошло? Артистки уже раскланивались под восторженные аплодисменты, когда вдруг развалилась старая лебедка. Трос, при помощи которого опускалась нижняя часть шара, закрутился, и двухтонная махина рухнула на манеж. Случись это минутой раньше - раздавило бы ползала: мчавшиеся на мотоциклах артистки вылетели бы прямо в зрительные ряды. Случись минутой позже — махина бы раздавила артисток. А так они повторили судьбу Петра Маяцкого — получили тяжелые травмы, но остались живы. У Надежды — черепно-мозговая травма, множественные переломы костей, у дочери — переломы позвоночника. Обеих срочно доставили в Москву, к врачу-кудеснику Зое Мироновой. Та в очередной раз совершила чудо — поставила артисток на ноги. Однако номер «Шар смелости» больше возобновлен не был.

Храм Василия Блаженного

Считается, что 29 июня 1561 года по юлианскому календарю в Москве был освящён Храм Василия Блаженного, и этот день стал датой завершения его строительства. Храм был возведен в ознаменование взятия в 1552 году Казани, столицы Казанского ханства. До конца 17 века собор был самым высоким зданием Москвы: его высота - 60 метров.




Образ этого собора не раз ставил в тупик иностранцев. Одному немецкому путешественнику казалось, что храм создан "более для украшения, чем для молитвы". Как только его не называли: и гигантским кондитерским изделием, и "слеплением сталагмитов", и "зданием из облаков, причудливо окрашенных солнцем".




Храм Василия Блаженного неоднократно страдал от огня и грабежей. Началось всё еще во время польско-шведской интервенции 1612 года, а во время пребывания французов в Москве в 1812 году наполеоновские нечестивцы устроили в нем конюшню. Отступая, Наполеон отдал приказ взорвать "мечеть" (так он почему-то назвал собор), но этот приказ не успели выполнить.




Второй раз Бог спас собор в 1930-е годы, уже при советской власти – тогда он тоже уцелел только чудом. Еще в 1929 году храм был закрыт, тогда же были сняты колокола - их стали вновь собирать только в 1990 году. Ныне Храм Василия Блаженного - филиал Государственного Исторического музея России.

Карл Росси

29 декабря 1775 года родился Карл Иванович (Карло ди Джованни) Росси, великий российский архитектор итальянского происхождения, трудами которого был во многом создан классический облик Санкт-Петербурга и его окрестностей.




Одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга является улица, носящая имя своего создателя - Зодчего Росси. Дома на ней построены по единому проекту и с единым фасадом, как отражение в зеркале. Кроме того, улица точно следует античным канонам - её ширина равна высоте зданий, а именно 22 метра, а длина ровно в десять раз больше - 220 метров. Производя впечатление "идеальной", эта улица является лучшим памятником прославленному архитектору.




В 1830 году Карл Росси впервые предложил в строившемся по его проекту Александрийском театре в Петербурге применить металлические фермы. Когда авторитетные эксперты засомневались в их прочности, Росси, не найдя в то время возможности научно доказать свою правоту, письменно заверил министра двора в надежности конструкции. Если бы "произошло какое-либо несчастье,-писал архитектор, - то в пример для других пусть тотчас же повесят меня на одной из стропил".




Храм Христа Спасителя

В этот день 7 июня 1883 года состоялось освящение храма Христа Спасителя.




Специально к этому дню Петр Ильич Чайковский написал вдохновенную торжественную увертюру «1812 год», исполненную храмовым хором.

Идея храма, который стал символом Москвы, была глубока и понятна русскому сердцу - он воочию напоминал, что Россия, не раз находясь на краю гибели в час страшных испытаний, была хранима Богом и спасалась от неминуемой гибели именно тогда, когда оставалась одна только Вера в спасение.




В обходной галерее помещались 177 мраморных плит с именами Георгиевских кавалеров и с описанием главнейших сражений 1812 года - храм стал настоящим музеем Отечественной войны, и его недаром называли «хранителем русской славы».




Заложенный в сентябре 1839 года, Храм Христа Спасителя строился 44 года на добровольные народные пожертвования. Поистине вся Россия любовно вкладывала в него душу. Даже в самых бедных крестьянских семьях откладывали «копеечку» в кружку для сбора пожертвований на строительство общерусского храма. Его продолжали возводить даже в самые нелегкие для страны годы.




Однако со златоглавым наследием прошлого не могли примириться новые правители Кремля. Еще в 1924 году родилась идея разрушить этот храм, чтобы поставить здесь памятник Ленину. По личному распоряжению Сталина в 1931 году храм был предназначен к сносу для строительства на его месте «главного здания страны» - Дворца Советов. Храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота сооружения составила бы 415 метров - оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире.




В полдень 5 декабря 1931 года храм взорвали. Мрамором из него выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки из благородного камня украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.




От «чуда-дворца» Москву спасла Великая Отечественная война. В ее огненном чистилище воскресло национальное самосознание России, и время монументальных монстров кануло в Лету. Строительство Дворца Советов было прекращено. Вместо него в 60-х годах построили невыразительный Дворец съездов в Кремле, а на месте котлована с заложенным «на века» фундаментом, в 1958 году появился открытый бассейн "Москва".




Но минули времена воинствующего атеизма, и в самом начале 90-х в сквере у бассейна появился деревянный крест и ящик для сбора новых добровольных пожертвований – на восстановление храма. И Храм Христа Спасителя был восстановлен.

Алексей Саврасов

24 мая 1830 года в Москве в купеческой семье родился Алексей Кондратьевич Саврасов, русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели».


Collapse )



Владимир Трошин

Владимир Константинович Трошин родился 15 мая 1926 года в посёлке Михайловский Свердловской области и был десятым ребенком в многодетной семье рабочих. В 1935 году родители переехали в Свердловск.




Окончил музыкальную школу. В 1943 году в Свердловске проходил набор учащихся в Школу-студию МХАТ. Из 280 претендентов выбрали четверых, среди них был Трошин. В 1947 году Трошин успешно окончил Школу-студию МХАТ. На театральном поприще он довольно быстро достиг «степеней известных», получив уже в 25 лет награду, о которой тогда мечтал каждый творческий работник – Сталинскую премию, а позже став народным артистом РСФСР.

Однако всенародная известность пришла к нему в 1955 году, когда он вышел на эстраду с исполнением песен советских композиторов. Обычно его имя здесь связывается с «Подмосковными вечерами», которые он вначале записал для документального фильма, а затем исполнил и по радио. Но еще раньше Трошин поразил слушателей в спектакле МХАТ «Двенадцатая ночь», где среди прочих музыкальных номеров он замечательно исполнил «Песню шута», а его голос, особенно после «Подмосковных вечеров», стал своего рода характерной звуковой приметой того времени. Песни в исполнении Владимира Трошина звучали по радио с утра до вечера.




Тонкий лиризм Трошина не остался незамеченным. В эти годы он спел более пятисот произведений. Наиболее трогательные вещи из его репертуара: «В город приходит весна» (Н.Богословский – Б.Насонкин), «Субботний вечерок» (С.Туликов – В.Харитонов), «Зеленый огонек» (К.Молчанов – М.Матусовский), «Не тревожься» и «Весной» (обе – А.Новиков – В.Харитонов), «Жду весну» (Ю.Сокольский – В.Орлов), «По ночной Москве» (А.Бабаджанян – Г.Регистан). Настоящим шлягером на несколько сезонов стала в исполнении Трошина песня Э.Колмановского и В.Орлова «Тишина».




Трошин был кумиром целого поколения – его «думающий» бардовский голос и несказанно радовал, и печалил, и лечил растревоженные первым чувством души.




Но поколение взрослело, и его сердечные резонаторы меняли свою настройку. Песни Трошина «вышли из моды», слава померкла, хотя он периодически напоминал о себе и в 1960-е годы («Заправлены в планшеты космические карты...»), и в 1970-е, и позже...

Умер Владимир Константинович Трошин 25 февраля 2008 года в Москве, был похоронен на Троекуровском кладбище столицы.

Максим Горький

28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде родился Максим Горький (настоящее имя - Алексей Максимович Пешков), один из самых известных русских писателей и драматургов.


Collapse )