Ценитель и исполнитель русских народных песен, основатель и первый художественный руководитель знаменитого хора, носящего сегодня его имя, – Митрофан Пятницкий всю свою жизнь посвятил собиранию и сохранению этого богатства – русского певческого искусства. «Народная песня, – говорил он, – эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и ее надо спасать».
Митрофан Ефимович Пятницкий появился на свет родился в селе Александровка Воронежской губернии, в многодетной семье священника, который был одним из лучших певчих в местной церкви. Не удивительно, что и Митрофан с детства увлекался пением и даже мечтал стать оперным певцом. Но поскольку семья жила бедно, то после церковно-приходской школы в 1876 году родители отправили сына в Воронежское духовное училище. Однако, учеба в семинарии не задалась – у Митрофана случился нервный срыв, и родители оставили его дома.
Тогда Пятницкий стал осваивать разные профессии – сначала выучился на слесаря, затем ушел на заработки в Воронеж, где устроился писарем в контрольной палате, а изучив бухгалтерское дело, стал работать экономом. Но уже тогда, как и в годы учебы в семинарии, Пятницкий был увлечен сбором народных песен, которые тщательно записывал, и параллельно брал уроки пения у музыкального педагога Л.М. Образцова, ставил голос.
Эти занятия не прошли даром, весной 1896 года его прослушали в консерватории и даже согласились принять на учебу, невзирая на возраст. Но несчастная любовь (его бросила невеста накануне свадьбы) привела к глубокой депрессии. Вместо поездки в Москву, поступать в консерваторию, Пятницкий вернулся в родительский дом и несколько месяцев чурался людей. В итоге его отправили в Воронежскую лечебницу для душевнобольных, а затем, стараниями друзей, он был переведен в подобную московскую лечебницу, но где применялись передовые методы лечения.
Лечение помогло, и через два года Пятницкий вновь смог общаться с людьми и устроился на работу делопроизводителем в эту же клинику в Москве, где проработал в 1899-1923 годах. Параллельно с работой он продолжил и свои занятия музыкой, не оставляя идеи стать профессиональным певцом, брал уроки вокала у известного московского педагога Камилло Эверарди и даже сумел подружиться с Шаляпиным, который его очень поддерживал.
Продолжал Пятницкий и свою работу по сбору песен – путешествуя по деревням (по большей части воронежским), он записал (с помощью фонографа) более 400 русских народных песен в исполнении самих крестьян. Вскоре Митрофан и сам стал выступать на концертах, исполняя народные песни, которые слышал и любил с детства. Его все чаще стали приглашать не только на благотворительные вечера, но и на занятия со студентами по фольклору. В 1903 году он становится членом музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии.
После выхода в 1904 году книги Пятницкого «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского уезда)», он стал известен, а его вторая книга – «Жемчужины старинной песни Великой Руси» – пользовалась уже просто-таки невероятной популярностью. Причем Митрофан не ограничивался только собиранием песен и инструментальных наигрышей, еще он собрал большую коллекцию народных инструментов и костюмов.
В итоге, эта увлеченность народным музыкальным творчеством приводит Пятницкого к созданию ансамбля народной песни. Все началось в 1910 году, когда он встретил свою «музу» – 70-летнюю крестьянку Аринушку Колобаеву, обладавшую великолепным голосом и знавшую огромное количество песен. Она выступала с двумя дочерями и внучкой. Постепенно набрались и другие певцы. Так был создан хор из певцов Воронежской и Рязанской губерний (который впоследствии и был назван именем Пятницкого).
В 1911 году хор под руководством Митрофана Ефимовича впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания и привлек внимание многих деятелей культуры. Успех пришел сразу, в 1912 году концерты хора проходили в консерватории, а песни «как на завалинке» завоевывали все больше поклонников. Хотя конкурентов у хора было тогда немало, и среди них настоящие профессиональные коллективы. Однако выступали они преимущественно в ресторанах (поскольку это приносило в то время наибольшую выгоду), а Пятницкий ресторанами брезговал – он мечтал о высоком искусстве.
Но с началом Первой мировой войны выступления хора пришлось приостановить – многих хористов забрали в армию. Пятницкий не сдавался – он «перетягивал» уцелевших хористов в Москву, устраивал их на работу, а вечерами репетировал. Работая в одной из московских больниц, куда поступали раненые, Пятницкий из их числа создал так называемый «хор инвалидов», с которым продолжал выступать.
Но потом началась революция…
Полностью собрать и восстановить хор как исполнительский коллектив Митрофану Ефимовичу удалось лишь в 1919 году, объединил вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен, переселившихся в Москву из отдаленных сел и деревень. Вскоре хор вновь стал известным и популярным, и по его примеру было создано большое количество профессиональных хоров.
Сам же Пятницкий, оставаясь бессменным художественным руководителем хора до конца жизни, также занимался педагогикой – в 1921-1925 годах он преподавал пение в Третьей студии МХАТ. В 1925 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста Республики.
21 января 1927 года Митрофан Ефимович Пятницкий скончался в Москве, где и был похоронен на Новодевичьем кладбище. В память о нем хор получил имя своего создателя, и сегодня Государственный русский народный хор им. М.Е. Пятницкого, как и много лет, продолжает вести большую концертную и творческую деятельность.
Journal information