teachron (teachron) wrote,
teachron
teachron

Category:

Серджио Леоне - "отец" итальянского вестерна

3 января 1929 году родился Серджио Леоне, кинорежиссер и продюсер, "отец" итальянского вестерна. Его фильмы «За несколько лишних долларов», «Хороший, плохой, злой» и «Однажды на диком Западе» - классика жанра. Самым известным стал последний фильм Серджио Леоне - «Однажды в Америке». Гангстерскую сагу сделала незабываемой еще и трогательная музыка Энио Морриконе.Итальянский режиссёр, сценарист, продюсер.




Серджо родился в Риме, в семье режиссёра - пионера итальянского кино Винченцо Леоне, работавшего под псевдонимом Роберто Роберти. Мать Биче Валериан была знаменитой актрисой немого кино. Семейная легенда гласила, что ради отца мать бросила наследного принца.

До прихода к власти фашистов Роберти был одним из самых уважаемых режиссёров итальянского кино, но в 1930-е годы он остался не у дел. В 1925 году Муссолини, ещё не будучи главой государства, предложил Роберти экранизировать его роман. Тот отказался, и Муссолини этого не забыл. Когда в 1930 году начался экономический кризис, Роберти предложил создавать кинокооперативы. Его обвинили в коммунистической пропаганде и запретили работать.

Серджо рос в бедности. Чтобы не умереть с голода, отец с матерью постепенно распродавали дорогие вещи, купленные раньше. Но, несмотря на бедность, отец смог устроить сына в католическую школу, где отсутствовала фашистская пропаганда, - помогли старые связи.

С детства Серджо привык к двоемыслию взрослых: дома говорили одно, а в общественных местах, среди стукачей - другое. Американские кино и книги были запрещены как идеологически вредные - но мальчишки передавали друг другу англоязычные комиксы о приключениях супергероев. Когда в конце войны в Италию вступили американские войска, подростки приветствовали их с энтузиазмом. Ну ещё бы - теперь они узнают, что приключилось с Суперменом и Флэшем Гордоном за эти годы!

Серджо плохо учился в школе, а после войны всё свободное время проводил в кинозалах, где крутили американские фильмы нон-стоп. Отец был недоволен - он считал, что сын должен стать юристом, потому что кино не даёт надежного заработка. Но Серджо мечтал пойти по стопам отца.
К началу 1950-х годов он закончил два курса юридической академии и бросил её.

Ещё во время учёбы в лицее он начал подрабатывать во время каникул на киностудии — снимался в массовках, работал "на подхвате". Затем снялся в маленькой роли в легендарном фильме Витторио Де Сики "Похитители велосипедов".




В 1946 году в фильме "Риголетто" начал карьеру помошника режиссёра.

Постепенно он стал профессиональным ассистентом режиссёра и на протяжении десяти лет изучал кинопроцесс изнутри, работая помощником великих постановщиков. Он считал, что профессионал должен досконально изучить все аспекты ремесла - и только потом браться за дело.

Дебют Леоне-режиссёра состоялся только в 1960 году, да и то почти случайно. Один итальянский продюсер, специализировавшийся на исторических боевиках, заказал на студии фильм о Колоссе Родосском, будучи в полной уверенности, что это древнеримский герой-супермен. За неделю до начала съёмок продюсер соблаговолил прочитать сценарий, из которого выяснил, что Колосс Родосский — статуя. Продюсер пришел в ужас и хотел было закрыть постановку, но приглашенный ассистентом Леоне предложил ему аттракцион-приманку для зрителей - показать статую, которая ходит по городу и давит врагов.

"Колосс Родосский" имел большой успех в Италии, и Леоне стали предлагать новые псевдоисторические проекты. Но ему это было неинтересно. Он хотел снимать кино в американском стиле.




В 1960 году Леоне женился на Карле, талантливой и красивой балерине, которая ради него бросила блестящую карьеру, родила троих детей и осталась верной мужу до его смерти.




В 1964 году Леоне с огромным трудом наскреб деньги на постановку вестерна "За пригоршню долларов". Чтобы свести концы с концами, снимать пришлось в Испании - там дешевле. На роль героя Леоне взял совершенно не известного в Италии Клинта Иствуда, поскольку тот согласился сниматься за гроши и делать всё, что велят. Леоне велел ему отрастить щетину, научиться курить сигару, нашел для него потрепанную шляпу и пончо - и в результате родился мифический Человек без имени, покоривший зрителей Старого и Нового Света.

На роль его противника Леоне пригласил театрального актёра Джана Марию Волонте. Поскольку тот привык играть в подчеркнуто театральной манере, Леоне сделал персонажа наркоманом, чтобы обосновать его взвинченно-напыщенное поведение перед камерой. Композитором Леоне пригласил своего бывшего одноклассника Эннио Морриконе, причём тому даже не пришлось ничего сочинять. Леоне прослушал его старые наброски, выбрал понравившуюся ему мелодию и велел записать её в другой аранжировке: чтобы вместо голоса певца звучал свист.

Продюсеры хватались за голову от этих новшеств, но ничего не могли поделать. Леоне оговорил в контракте, что они предоставляют ему полную творческую свободу. И в результате он фактически в одиночку создал новый жанр, в котором персонажи, будучи философскими категориями, не перестают быть реальными людьми.

Посмотрев готовый фильм, прокатчики единодушно предсказали ему коммерческий провал, поскольку в сюжете не было любовной истории. "За пригоршню долларов" вышел в прокат летом, в мёртвый сезон, в самом задрипанном кинотеатре Флоренции. Через месяц фильм вышел в общенациональный прокат и побил все рекорды кассовых сборов.




В 1968 году он не смог отказать себе в удовольствии поработать в Голливуде и поставил в Америке эпический вестерн "Однажды на Диком Западе". Но голливудская система производства его разочаровала: продюсеры сократили фильм почти на час и вырезали из американской версии сцену смерти одного из героев, чтобы финал получился оптимистичнее. Леоне заявил, что он уходит из кино.




Три года спустя друзья при помощи различных уловок и хитростей уговорили Леоне на постановку фильма "За пригоршню динамита" (1971). Но после этого разбогатевший маэстро надолго расстался с режиссурой, чтобы реализовать свою идефикс - создать школу национального жанрового кино.




К началу 1970-х годов снял пять вестернов, тут же обруганных критиками всего мира, а так же ставших эталонными фильмами о ковбоях, которые были заслужено внесены в золотой фонд кинематографа.

К началу 1980-х годов он спродюссировал семь картин, к тому же став автором одной из них - "Меня зовут никто". В которой он недвусмысленно намекнул на то, что времена вестерна, как жанра уже ушли, уступив место новой эпохе.




В 1980 году Леоне снова вернулся в кино, чтобы поставить свой шедевр "Однажды в Америке". Он готовился к фильму три года - изучал историю уличных банд в Нью-Йорке начала XX века, наблюдал за поведением курильщиков опиума, подбирал актёров, делал тысячи набросков, эскизов, раскадровок. Потом год снимал. Выпущенный в 1984 году фильм стал его лебединой песней.




После премьеры "Однажды в Америке" на Каннском фестивале Леоне снова стали приглашать в Голливуд. Спилберг объявил его "самым режиссёрским режиссёром" и признался, что учился режиссуре, изучая по кадрам "Хорошего, плохого, злого".

Но вместо того чтобы отправиться в Голливуд Леоне неожиданно для всех поехал в СССР. Он предложил Госкино совместный советско-итальянский фильм о блокаде Ленинграда и получил принципиальное согласие. Он начал писать сценарий об американском кинооператоре, который приезжает в Ленинград накануне блокады, влюбляется в русскую женщину и остаётся в осажденном городе.




Во второй половине 1980-х годов Леоне часто приезжал в Ленинград, встречался с блокадниками, изучал документы. Он говорил, что начнет снимать фильм не раньше 1992-1993 года, когда будет полностью к нему готов. Казалось, впереди ещё много встреч, находок, фильмов... Но в 1989 году, в разгар работы над фильмом, Леоне скончался.

Судьба Леоне - одна из самых странных в истории кино. Он был режиссёром от Бога, но снимал мало: за 40 лет работы в кино поставил всего семь фильмов. Он умер в возрасте 60 лет от сердечного приступа в разгаре подготовки к съёмкам фильма о блокаде Ленинграда. Долгое время он числился в режиссёрах класса "Б", но сейчас его называют одним из самых влиятельных фигур в кинематографе XX века.

Фильмы Леоне кажутся снятыми человеком, который на самом деле побывал и на войне, и в гангстерских разборках, и на настоящем Диком Западе, где прав тот, кто стреляет первым. Но на самом деле эта убедительность - результат скрупулезной подготовки к каждому фильму. Серджо Леоне никогда не был связан с криминальной средой. Он принадлежал к культурной элите Италии.

Ушёл из жизни 30 апреля 1989 года, приехав в родной город, вследствие очередного сердечного приступа. Причём смерть пришла за мэтром вечером, когда тот смотрел вестерн "Не хочу умирать".


Tags: Серджио Леоне
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Казнь Фёдора Достоевского

    3 января 1850 года 28-летний инженер-поручик Фёдор Достоевский, начинающий, но уже получивший известность писатель, вместе с двадцатью другими…

  • Джон Толкиен

    3 января 1892 года родился Джон Роналд Руэл Толкиен, родоначальник жанра "фэнтези", профессор Оксфордского университета, специалист по древнему и…

  • Генриетта Зонтаг - лучшая певица всех времён и народов

    З января 1806 года родилась Генриетта Зонтаг , немецкая оперная певица , одна из самых прославленных исполнительниц…

  • Мэлу Гибсону - 60!

    3 января 1956 года в Нью-Йорке родился Мэл Гибсон (полное имя - Мэл Колумсилл Джерард Гибсон, англ. Mel Colm-Cille Gerard Gibson), австралийский…

  • Образы, которые мы не узнали

    Фотопробное наследие Бесценные архивные снимки известных советских актеров в ролях, которые они так и не сыграли. В СССР слова кастинг…

promo teachron february 21, 2014 11:52 1
Buy for 100 tokens
Больше страсти! - говорит режиссер оперному тенору. - Неужели вы никогда не любили? - Любил, - отвечает тенор. - Но никогда при этом не пел. От меня зависит, в каком свете будет представлена новая пьеса. - Вы режиссер? - Нет, осветитель. В опере: - Тебе не нравится? - шепотом спрашивает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments