teachron (teachron) wrote,
teachron
teachron

Categories:

Зачем снесли гостиницу "Москва"?

20 декабря 1935 года в вестибюль гостиницы «Москва» на 438 номеров вошли первые постояльцы.



История не сохранила фамилий этих людей, но легко догадаться, какое впечатление произвели на них богато обставленные холлы, роскошная отделка, полотна великих художников и, наконец, предел представления советских завхозов о комфорте - настольные лампы в номерах!




«Москва» была самой большой гостиницей страны и первой, возведенной в советский период. Люди гадали, почему фасад образцового сооружения оказался несимметричным? Рассказывали байку о том, что для Сталина подготовили два варианта фасада, а он начертал резолюцию «одобрить» прямо на осевой линии, разделяющей проекты. Так и построили.




Зачем понадобилось строить такую большую гостиницу? Как она могла выглядеть, если бы утвердили другие проекты? И почему лучшая, по замыслу архитекторов, гостиница превратилась в долгострой?

Уже к середине 1920-х годов стало понятно, что гостиниц в Москве не хватает. В столицу приезжало всё больше людей со всех концов страны. Однако гостиничный фонд в то время насчитывал около 6 тысяч мест. Причем старые отели, которые построили еще в 19 веке, не соответствовали требованиям комфорта. За исключением "Националя" и "Метрополя". Но они были достаточно дорогие.

Поэтому в Моссовете решили построить несколько новых гостиниц: у Киевского вокзала, на Арбате и на Охотном ряду. Образцовым и самым комфортабельным должен был стать отель прямо у кремлевских стен. Вообще на этом месте располагался рынок и довольно ветхие строения, в которых также находились торговые помещения. Строительство наметили на 1932 год. А в середине 1931-го объявили открытый конкурс.

Сильно представительным конкурс не получился. Соревновались всего 6 работ. Госпроект представил сразу два варинта будущей гостиницы. Архитекторы Г.Б. Бархин и Н.Н. Юргенсон предложили 14-этажное здание вогнутой формы. С рестораном над главным входом и панорамными окнами в номерах. Несмотря на все достоинства проекта, комиссии не понравилось обилие острых углов.


Проект Г.Б. Бархина и Н.Н. Юргенсона

Другие архитекторы предлагались строить несколько корпусов гостиниц с небольшими садами. Некоторые видели в качестве гостиницы небоскреб. Но все эти проекты имели серьезные недостатки: где-то получались слишком темные комнаты, где номера были в форме неудобных для будущих постояльцев геометрических фигур и др.

В итоге пришлось проводить закрытый конкурс. Его поручили Москпроекту. Всего было три работы. Правда в этот раз к созданию новой гостиницы присоединились известные архитекторы. Например, Щусев и Гинзбург. Вот так выглядели проекты.


Проект архитектора Б.Таута



Проект А.А. Кеслера и И.З. Вайнштейна


Несмотря на то, что в новых работах учли прошлые недостатки, оставалась главная проблема - "вписать" здание в существующий архитектурный ансамбль. С этой точки зрения Моспроекту больше всего понравилась идея двух молодых архитекторов - Савельева и Стапрана. Их, кстати, консультировал Щусев.


Проект Л.И. Савельева и О.А. Стапрана



То же здание со стороны площади Свердлова


Проект гостиницы предусматривал 800 номеров (их количество потом постоянно менялось, в итоге остановились на 1000). Площадь одноместных предполагалась 15 кв метров, двухместных - 24. Центральный корпус насчитывал 15 этажей, остальные - 10. В полукруглой части, выходившей на площадь Свердлова планировали разместить мюзик-холл на 2 тысячи зрителей. Но после начала строительства от этой идеи отказались. Внешне смотрелось не очень.

Строительство

Вообще внешнему виду здания уделяли настолько много внимания, что проектом "провозились" достаточно долго. Все время что-то меняли и переделывали. Финальная версия внешне довольно сильно отличалась от первоначальной. В итоге закончили проектирование лишь в марте 1934 года. Тогда основные монтажные работы уже приближались к концу.


Строительство гостиницы


Ведь начали строительство ещё весной 1932 года. Так как ни Металлстрой, ни Мосстрой, по мнению властей, не работали так быстро, как это было нужно, придумали интересную штуку. Создали специальную организацию, подчиненную президиуму Моссовета. Она занималась исключительно строительством гостиницы "Москва".


Строительство гостиницы "Москва", 1933


Однако всё равно работать намного быстрее не получалось. В 1935 году пришлось вмешиваться Хрущёву, который на тот момент занимал должность секретаря Московского комитета ВКП(б). В итоге, оставшиеся работы по отделке и оборудованию завершили всего за 5 месяцев.

К концу 1935 года строительство большей части корпусов первой очереди гостиницы завершили. В строй вошли 350 номеров. Ресторан и банкетный зал ещё продолжали доделывать.Первые жильцы заселились в гостиницу 20 декабря. Правда из-за того, что комплекс зданий всё-таки не был закончен полностью, то со стороны Охотного ряда смотрелся немного асимметрично. Как бы там ни было, работы после 1935 года еще продолжались. Но это, скорее, малоинтересные технические подробности.

А что внутри?

Самыми крупными помещениями были главный вестибюль и ресторан. Его главный зал занимал три этажа и имел площадь около 600 кв метров. Ресторан украшали колоннады, которые делили помещение на три части, искусственный мрамор и малахит. В кессонах банкетного зала изображались новые интересные сооружения Москвы.


1935 год


Если говорить о номерах, то лучше всего отделка была в трёхкомнатных люксах и двухкомнатных номерах. Там использовались искусственный мрамор и ценные породы дерева. Для всех постояльце в комнатах были передняя с зеркалом и шкафом, санузел с ванной или душем, унитазом, полотенцесушителем. Также в номере находились кнопочный аппарат для вызова персонала и телефон.


Интерьер номера "Люкс", 1935


Для номеров разработали 20 различных комплектов мебели. Её делали из ценных пород дерева. Стены окрашивали в теплые тона. А также избегали архитектурного декора, который мог бы визуально уменьшить высоту потолков.

Долгострой

Ни до Великой Отечественной войны, ни сразу после строительство гостиницы "Москва" так и не продолжили. Работали только два корпуса на Охотном ряду и Манежной площади. А также здание бывшего "Гранд-отеля", которое смотрелось довольно странно рядом с такими внушительными конструкциями. Этот дом 19 века хотели использовать как часть будущей гостиницы. Надстроить этажей сверху. Но как показало время, дореволюционные зодчие не слишком постарались. Здание было проще снести.


Гостиница "Москва" и здание бывшего "Гранд-Отеля", 1936


Работы планировали завершить к 1957 году, но так и не успели. В итоге вторую очередь гостиницы "Москва" (хотя по сути это была третья очередь) закончили лишь в 1976 году. Несмотря на то, что по стилистике корпуса на площади Свердлова и Театральной не совсем совпадали с теми, которые выстроили на Охотном ряду и Манежной, многие архитекторы признают вторую очередь удачной с точки зрения внешнего вида.


Гостиница "Москва", 1984. Вид с Манежной площади


В нулевых гостиницу решили снести, несмотря на многочисленные протесты защитников архитектурного наследия.




Ведь здание не было таким уж старым. Можно было провести реконструкцию. Предполагалось, что отель отстроят заново. Работы длились более 10 лет и сопровождались скандалами и сообщениями о хищениях бюджетных средств.

Сейчас гостиница "Москва" принадлежит международной сети отелей "Four seasons". К сожалению, и внешне (хотя со стороны Манежной площади здание похоже на первоначальное), и внутренне это уже совсем другое здание, которое утратило свою историю.


Tags: Гостиница Москва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • День рождения "рыковки"

    20 декабря 1924 году Михаил Булгаков записал в своем дневнике: «В Москве событие – выпустили 30° водку, которую публика с полным…

  • Свадьба Роже Вадима и Брижит Бардо

    20 декабря 1952 года состоялась свадьба молодого кинорежиссера , сына русского эмигранта , Вадима Роже ( настоящее имя…

  • Новый год по-новому!

    20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1…

  • Павел Нащокин

    20 декабря 1801 года родился Павел Воинович Нащокин, коллекционер, меценат, покровитель искусств, самый близкий друг Александра Сергеевича Пушкина.…

  • Ури Геллер

    20 декабря 1946 года в Тель-Авиве родился Ури Геллер, или волшебник или эстрадный иллюзионист, который за долгие годы своей фантастической активности…

promo teachron february 21, 2014 11:52 1
Buy for 100 tokens
Больше страсти! - говорит режиссер оперному тенору. - Неужели вы никогда не любили? - Любил, - отвечает тенор. - Но никогда при этом не пел. От меня зависит, в каком свете будет представлена новая пьеса. - Вы режиссер? - Нет, осветитель. В опере: - Тебе не нравится? - шепотом спрашивает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments