

Премьера спектакля состоялась 20 января 2018 года на сцене Дворца на Яузе. Как написано на сайте театра, «Не становись чужим» – первый опыт взаимодействия «Современника» с драматургией выдающегося английского драматурга, нобелевского лауреата Гарольда Пинтера. Взяв за основу пьесу «Возвращение домой», актёр и по совместительству режиссёр Сергей Газаров поставил щемящую и пронзительную, полную парадоксальных ситуаций трагикомедию с Михаилом Ефремовым в главной роли".


Однако, чем непосредственно руководствовался режиссёр этого театрального действа Сергей Газаров при выборе именно этой пьесы для простого зрителя не совсем понятно. Сама тема и сюжет достаточно далёк для реалий современной России. А уж назвать эту постановку трагикомедией вообще очень трудно. За время всего спектакля в зале прозвучало пару смешков впечатлительных дам на некоторые фразы Михаила Ефремова.

А теперь о сюжете. Один из главных героев - старший сын Тэдди вместе с женой Рут без предупреждения приезжает в дом своего отца - мясника, владеющего мясной лавкой в рабочем районе Лондона. За 6 лет своего отсутствия Тэдди сделал прекрасную карьеру в США, став доктором философии, обзаведясь обаятельной супругой и заведя трёх замечательных сыновей. В отношении прошлого Рут у зрителя возникают определенные подозрения, но как известно из проституток получаются самые лучшие жёны и матери. Вспомните героиню Джулии Робертс из легендарной «Красотки».

Однако в нашем случае, без всяких на то оснований, глава семейства Макс (Михаил Ефремов) при поддержке своего великовозрастного брата и двух сыновей решают в завуалированной форме предложить жене Тэдди - Рут стать проституткой в лондонском рабочем квартале и одновременно бесплатной наложницей для всех мужчин семьи, кроме собственного мужа. Возможно Рут не понимает сути этого предложения, но принимает его, а сам Тэдди, видя такое развитие событий, решает возвращаться в Америку. Закрадывается сомнения, что может быть Рут вовсе и не жена и не мать, а детей нет и в помине, учитывая такую легкость в принятии ей таких ответственных решений. Может быть в этом и заключается абсурд пьесы, о котором говорят во всех официальных релизах, посвящённых спектаклю.

А финальная сакраментальная реплика Рут, которая говорит своему мужу Тэдди - «Не становись чужим», покидающему сцену для отъезда в Америку, вообще вызывает много вопросов. По логике создателей спектакля для того, чтобы стать своим, надо пуститься во все тяжкие, деля свою супругу с другими «воздыхателями-родственниками» в духе современных тенденций западных мира, пропагандирующих «шведские семьи» и культ ЛГБТ. Не проще было бы Тэдди начистить физиономии своей неразборчивой родне, тем более, что место действия спектакля проходит на фоне боксёрского ринга.

Поэтому зрители и пишут в своих отзывах, что в этой постановке нет ни юмора, ни философии, нет вообще никаких эмоций, которые мог бы вызвать спектакль «Не становись чужим». По большому счёту основную рекламу пьесе делает участие в ней Михаила Ефремова, талантливого актёра в своём роде. Ефремов представляет своего героя - главу семьи с нарочито нелепой и старомодной прической-париком, с накладными бакенбардами и костылем, который он пускает в ход во время всего спектакля для воспитания своих многочисленных родственников. На нём держится вся сюжетная линия, но говорят, даже в бочке мёда всегда присутствует своя ложка дёгтя. В данном случае - это сценическая речь Михаила Ефремова, которая звучит достаточно часто непонятной для зрителя и вызывает соответствующую реакцию в зале. Чего стоит горячая полемика Михаила Ефремова с использованием «непарламентских» выражений на реплику из зала - «Не слышно» - во время гастролей в Самаре 7 марта 2019 года. О этом скандале не написал только ленивый.

Как говорят в среде щоу-бизнеса, любой скандал только привлекает внимание зрителя. Справедливости ради следует отметить, что на спектакле 29 октября 2019 года Михаил Ефремов вольностей с использованием ненормативной лексики не допускал, а такие слова из уст главного героя, как с*ка", "шл*ха" и их производные, уже как ругательные современной публикой не воспринимаются.
После просмотра спектакля остаются противоречивые чувства. В добавок положительному восприятию пьесы мешает такой субъективный или объективный фактор, как расположение кресел в отреставрированном зрительном зале. С 5-го ряда партера из-за отсутствия наклона пола и глубоких кресел видны только головы впередисидящих зрителей и только верхнюю часть артистов, представляющих свой шедевр на сцене.

Обычно в конце рецензии автор пишет, что рекомендует спектакль к просмотру, чего нельзя сказать в данном случае. После пьесы не возникает никаких глубоких чувств, а только ощущение очередной театральной халтуры от достаточно успешного режиссера, каким без сомнения является Сергей Газаров. Как пишет одна зрительница - "И заумные фразы типа "вы ничего не понимаете в силу своей необразованности" в данном случае не работают. Потому что, если и была глубокая мысль в этом произведении, то ее потеряли по дороге от автора к сцене либо переводчики, либо сценаристы, либо режиссёры вкупе с артистами».
Почитайте отзывы о спектакле и уже решите для себя сами, идти Вам на Ефремова или не идти.



PS. Мы не можем знать всех обстоятельств и моральных побуждений, в которых нобелевский лауреат Гарольд Пинтер писал свою пьесу «Возвращение домой» (1964). Однако в пьесе добропорядочная жена и мать из США уж слишком быстро соглашается стать рядовой проституткой в рабочем квартале Лондона Соединённого Королевства. Возможно, что таким образом британский драматург попытался компенсировать неоднократно уязвлённое Британское эго в постоянном противостоянии со своим стратегическим партнёром - США. Поэтому так быстро соглашается со своим поражением в борьбе за собственную жену Тэдди и возвращается полнстью посрамлённым в Америку. Может быть драматург хотел донести до зрителя мысль, что пусть не в реальности, но на сцене будет главенствовать лозунг популярной британской песни - «Правь, Британия морями и «умами»! Британцы никогда не станут рабами!»
Journal information