(Фаддей Горецкий "Портрет скульптуры Петра Карловича Клодта" 1850)

Известность и покровительство императора получил после выполнения скульптурной экспозиции для оформления Нарвских триумфальных ворот – шестерка коней, несущая колесницу богини Славы. По легенде, восхищенный работой скульптура Николай I заметил: «Ну, Клодт, ты делаешь лучше, чем жеребец».
Не ведал, наверное, император, что осторожнее следует ему обращаться с гордым французом. Барон Петр Клодт оказался на редкость злопамятным... Прошли годы, и именно ему, Клодту, поручают создать статую уже покойного к тому времени императора. Конечно, памятник должен был быть конным. Маэстро великолепно выполнил свою работу: его всадник даже превзошел "медного", ведь конь под Николаем держится лишь на двух точках опоры! Такого до Клодта никто в мире сотворить не мог. Однако вспомнив прежние обиды, скульптор все же отомстил монарху: на шее Николая он написал русское слово из трех букв, которое в России знают все. Эта надпись жива до сих пор.
Расправляться с недругами посредством своих скульптур для Петра Ивановича Клодта было не внове. Проходя по Аничкову мосту, еще раз обратите внимание на клодтовских коней: ярый антибонапартист, скульптор в своем духе "уколол" "неистового корсиканца", отчеканив наполеоновский профиль меж ног одной из лошадок.
Расправляться с недругами посредством своих скульптур для Петра Ивановича Клодта было не внове. Проходя по Аничкову мосту, еще раз обратите внимание на клодтовских коней: ярый антибонапартист, скульптор в своем духе "уколол" "неистового корсиканца", отчеканив наполеоновский профиль меж ног одной из лошадок.

Одной из самых значимых и известных работ скульптура стали фигуры «Укротителей коней» на опорах Анечкового моста. Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, в то время, как кони, смотрящие в сторону площади Восстания подков не имеют. Распространенная легенда рбъясняет это тем, что в XVII веке на Литейском проспекте распологались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил свое название) и кузнецы. Поэтому, подкованные лошади “идут” от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.
С Аничковым мостом связано множество шуток и легенд. Так, например, в народе говорили, что “в Петербурге только четыре челова не пьют – на Аничковом мосту – потому, что у них руки заняты”.

Journal information