teachron (teachron) wrote,
teachron
teachron

Category:

110 лет со дня открытия памятника Александру III

5 июня 1909 года на Знаменской площади Санкт-Петербурга открыт памятник Александру III.




В наши дни памятник императору Александру III находится в Санкт-Петербурге, у входа в Мраморный дворец. Первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского вокзала. Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, — строительство магистрали было начато при Александре III.

Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П.П. Трубецкого, работавшего в России в 1897—1906 годах. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К.А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ».




В 1899—1909 годах П. Трубецкой работал над монументальным памятником Александру III. Для этого была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалёку от Александро-Невской лавры. В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

С.Ю. Витте в «Воспоминаниях» сетует на «неуживчивый характер» скульптора. Трубецкой, очевидно, не учитывал и мнения великого князя Владимира Александровича, усмотревшего в «модели Трубецкого карикатуру на его брата». Однако вдовствующая императрица, удовлетворённая явно выраженным портретным сходством, способствовала завершению работ над монументом.

Памятник существенно отличался от многих официальных царских монументов; скульптор был далёк от идеализации, от стремления к парадности. Александр III изображен в мешковатой одежде, грузно сидящим на тяжёлом коне, не соответствовал общепринятым представлениям об императорах. Как и во многих произведениях, здесь ярко воплотилось творческое кредо автора, говорившего, что «портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нём». Независимо от степени достоверности слов, приписываемых Трубецкому, — «не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом», — монумент вызывает ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника «обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу».




Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновьих глаз», а в столице воздвигнуть другой монумент. С.Ю. Витте вспоминает, что скульптор даже не получил своевременно приглашения на торжественное открытие памятника и приехал в Петербург позднее.

Тем не менее, 23 мая 1909 года (ст.ст.) в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт; богослужение возглавлял митрополит Антоний; «по окончании церемониального марша члены комиссии по постройке памятника, во главе с ст.-секр. гр. Витте и председателем комиссии, гофмейстером кн. Голицыным, имели счастие представиться их величествам».


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • День бабушек и дедушек в России

    28 октября в России отмечают День бабушек и дедушек, достойно дополняющий череду семейных праздников. Славные традиции празднования уже имеет…

  • 120 лет со дня рождения Лидии Руслановой

    27 октября 1900 года родилась Лидия Русланова - знаменитая советская певица, исполнительница русских народных песен. Лидия Андреевна Русланова…

  • 100 лет распродаже русских художественных ценностей

    26 октября 1920 года Совет народных комиссаров Советской России издал постановление о продаже за границу русских художественных ценностей. В…

  • Международный день тёщи

    Каждое четвертое воскресенье октября в мире отмечается необычный, но и, несомненно, любимейший праздник любого зятя – Международный день тёщи…

  • Из истории нейловых чулок

    24 октября 1939 года впервые поступили в продажу нейлоновые чулки, создав ажиотаж среди покупательниц. В 1938 году всемирно известная химическая…

  • День работников рекламы в России

    День работника рекламы (День рекламщика) — профессиональный праздник всех составителей рекламы, рекламодателей, маркетологов и пиарщиков России. Этот…

  • Ференц Лист

    22 октября 1811 года родился Ференц Лист - прославленный композитор, выдающийся пианист, дирижер, педагог, публицист. Один из ярких представителей…

  • Никите "Бесогону" Михалкову - 75!

    21 октября 1945 года в Москве родился Никита "Бесогон" Михалков - знаменитый советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист и…

  • Томас Ньюман - самый универсальный голливудский композитор

    20 октября 1955 года родился Томас Монтгомери Ньюман - самый "универсальный голливудский композитор". Томас Монтгомери Ньюман (англ. Thomas…

promo teachron february 21, 2014 11:52 1
Buy for 100 tokens
Больше страсти! - говорит режиссер оперному тенору. - Неужели вы никогда не любили? - Любил, - отвечает тенор. - Но никогда при этом не пел. От меня зависит, в каком свете будет представлена новая пьеса. - Вы режиссер? - Нет, осветитель. В опере: - Тебе не нравится? - шепотом спрашивает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments