teachron (teachron) wrote,
teachron
teachron

Category:

Катастрофа Ту-144 в Ле Бурже в Париже

3 июня 1973 года на 30-м международном авиасалоне в Ле Бурже в Париже (Франция) во время демонстрационного полета взорвался в воздухе сверхзвуковой самолет Ту-144, после чего он развалился и упал на расположенные под ним жилые районы.





В Советском Союзе созданием сверхзвукового самолета Ту-144 занималось конструкторское бюро академика Андрея Туполева. Созданию самолета предшествовали обширные теоретические и экспериментальные работы, включавшие многочисленные испытания в аэродинамических трубах и натурных условиях при полетах самолета-аналога. Была принципиально важна скорость проектируемого лайнера — 2500 или 3000 км/ч.




5 июня 1969 года на высоте 11 тысяч метров Ту-144 впервые преодолел звуковой барьер. Год спустя, в мае 1970 года, совершил полет на высоте 16,3 тысячи метров со скоростью 2150 км/ч. Серийное производство Ту-144 началось на заводе в Воронеже. "Аэрофлот", возлагавший на новый лайнер большие надежды, уже готовил крупный заказ на эту машину.

2 июня 1973 года тысячи посетителей авиасалона в пригороде Парижа Ле Бурже наблюдали за выходом на взлетную полосу второго серийного экземпляра Ту-144. Самолет совершил над Парижем свой первый демонстрационный полет, который прошел в нормальном режиме — никаких технических неполадок отмечено не было.




Во второй день полетов, 3 июня 1973 года, взлет был произведен с ВПП 03 в 15:19 по местному времени. После взлета, выполнив ряд маневров, экипаж Ту-144 произвел заход на посадку на ВПП 03 и запланированный перед полетом проход над ней на низкой высоте и предельно малой скорости с выпущенными шасси и передним крылом. Затем на высоте около 190 метров экипаж на форсированном режиме работы двигателей перешел в крутой набор высоты, убрав шасси и переднее крыло. На высоте 1,2 тысячи метров самолет на некоторое время перешел в горизонтальный полет, а затем перешел в резкое пикирование. Через 4 секунды после перехода в пикирование на высоте 750 метров экипаж предпринял действия для вывода самолета из пикирования и попытался выпустить переднее крыло. При выводе из пикирования в течение 4 секунд возникла перегрузка до 4-4,5 единиц. На 5-й секунде после начала вывода из пикирования на высоте 280 метров при скорости полета 780 км/ч произошло отделение левого переднего крыла, которое ударило по основному крылу, пробив топливный бак. Самолет перешел в левое вращение и разрушился в воздухе в результате перегрузок, превысивших расчетные. Объятые пламенем обломки упали на городок Гуссенвиль (Goussainville). Разброс обломков самолета располагался в зоне тысячи метров вдоль траектории полета и 500 метров перпендикулярно траектории полета. В результате падения частей самолета на город Гуссенвиль пять зданий были полностью разрушены, 20 получили повреждения. Среди лиц, находившихся на земле, было 8 погибших и 25 раненых.

Экипаж самолета в составе Михаила Козлова (командир), Валерия Молчанова (2-й пилот), Владимира Бендерова (руководитель испытаний), Анатолия Дралина (бортинженер), Георгия Баженова (штурман), Бориса Первухина (ведущий инженер по испытаниям) — погиб. Останки экипажа после судебно-медицинских исследований были отправлены в Москву 9 июня 1973 года. Похороны экипажа состоялись на Новодевичьем кладбище 12 июня 1973 года.




Для расследования катастрофы была создана комиссия, в которой принимали участие специалисты СССР и Франции.

Расследование продолжалось более года. В результате комиссия установила, что все системы самолета были работоспособны. Точную причину катастрофы определить не удалось. Предположительно, перейдя на высоте 1,2 тысячи метров в горизонтальный полет, экипаж Ту-144 мог увидеть перед собой самолет-разведчик Mirage III R ВВС Франции, с борта которого производилось фотографирование полета Ту-144. Несмотря на то, что Mirage III выполнял полет тем же курсом и на большей высоте и реальной опасности столкновения с ним не было, экипаж Ту-144, не имея возможности визуально оценить направление полета Mirage III, предпринял резкий маневр уклонения. При этом находившийся в кабине не пристегнутый руководитель испытаний, стоявший с кинокамерой в руках, мог упасть и временно блокировать действия пилота.

Работы над совершенствованием самолета Ту-144 продолжались еще несколько лет. Было выпущено пять серийных самолетов; еще пять находились в процессе постройки. Разработана новая модификация — Ту-144Д (дальний). В ноябре 1974 года серийный Ту-144Д (бортовой номер 77105) поднялся в воздух, а спустя девять лет после своего первого полета, 1 ноября 1977 года, Ту-144 получил свидетельство летной годности. В тот же день были открыты пассажирские рейсы.




За свою недолгую эксплуатацию лайнеры Ту-144 перевезли 3194 пассажира. 31 мая 1978 года полеты были прекращены: на одном из серийных Ту-144Д возник пожар, и самолет потерпел катастрофу, разбившись при вынужденной посадке неподалеку от города Егорьевска в Московской области.

Катастрофы в Париже и Егорьевске привели к тому, что интерес к проекту со стороны государства уменьшился. С 1977 по 1978 год было выявлено 600 неполадок. В результате уже в 1980-х годах Ту-144 решено было снять с пассажирских рейсов, объяснив это "плохим влиянием на здоровье людей при переходе звукового барьера".

Тем не менее, четыре из пяти находившихся в производстве Ту-144Д все же были достроены. В дальнейшем они базировались в Жуковском и поднимались в воздух в качестве летающих лабораторий.


Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo teachron february 21, 2014 11:52 1
Buy for 100 tokens
Больше страсти! - говорит режиссер оперному тенору. - Неужели вы никогда не любили? - Любил, - отвечает тенор. - Но никогда при этом не пел. От меня зависит, в каком свете будет представлена новая пьеса. - Вы режиссер? - Нет, осветитель. В опере: - Тебе не нравится? - шепотом спрашивает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment