teachron (teachron) wrote,
teachron
teachron

Category:

"Тартюф" Владимира Жеребцова в Театре Пушкина

В последний день масленицы "Театральный хронограф" имел удовольствие посмотреть в Театре имени Пушкина спектакль "Тартюф" с Владимиром Жеребцовым в заглавной роли.




Премьера спектакля состоялась 12 мая 2015 года и вот уже почти четыре года он представлен в репертуаре этого московского театра. Спектакль хорош уже тем, что не оставляет равнодушным зрителя. Отзывы самые противоположные - от приторно восторженных до резко критических.

А что же это за спектакль? Позвольте выразить свое личное мнение.

Немного истории. Пьеса "Тартюф, или Обманщик" написана французским комедиографом Мольером (театральный псевдоним Жана-Батист Поклена) в 1664 году, то есть уже 355 лет назад, но сохраняет свой интерес для постановок и в наше время.




Пушкинский "Тартюф" поставлен  француженкой Брижитт Жак-Важман -  знатоком французской драматургии XVII века. В Театре имени Пушкина ученица Антуана Витеза показала, как можно актуализировать классику, не меняя слов и не искажая сути. Не превращая Мольера в шоу с блестками и фейерверками. Не делая персонажей ходячими пороками и добродетелями, как того требует назидательная классицистская драматургия.



В отличие от классического Тартюфа, старого пакостника и олицетворения коварства и притворства, современный Тартюф Влалимира Жеребцова - молод, обоятелен и привлекателен.




Какие-то особенные качества Тартюфа так привлекли главу благородного семейства Оргона (Андрей Заводюк), что он стал называть его своим "братом" и даже так захотел официально породнится с ним, что решил выдать за него свою дочь Марианну, а заодно и отписать ему всё свое имущество.

Во время Мольера главным магнитом для Оргона, наверное, были бы скромность, благородство и набожность Тартюфа. Особенно, если сравнивать с личными качествами других членов семьи господина Оргона. Однако в наше испорченное время зритель может заподозрить и что-то другое в притягательности между двумя мужчинами, особенно в свете ярой пропаганды в просвящённых странах Запада однополой любви.




Все близкие Оргона уверяют того, что перед ним не святоша, а очень хорошо законспирированный плут. И для того, чтобы вывести его на чистую воду, супруга Оргона - Эльмира (Эльмира Мирэль) решает устроить для своего супруга своеобразный и скользкий эксперимент, в ходе которого должны раскрыться всё корыстолюбие Тартюфа и полное отсутствие моральных принципов. Говоря современным языком - устроить Тартюфу проверку на "детектори лжи".




Как говорится, проверку Тартюф не прошёл, но у него уже есть право, данное самим Оргоном, распоряжаться всем имуществом высокоуважаемого семейства и он им не преминул воспользоваться. Еще чуть-чуть и семье Оргона пришлось искать новое место жительства. Но вот в финале справедливость восторжествовала - высшие силы вмешались и проходимцу воздали сполна. Судебный пристав, котрый должен выселить семью из дома, уже ведёт Тартюфа в темницу.




Брижит Жак-Важман поставила спектакль о хрупкости бытия. То, что кажется незыблемым, в действительности оказывается бренным. Все легко расстроить, разрушить, сломать. Семейный очаг, отношения с близкими, самих близких. И уж совсем ничего не стоят слова. Уверения, обещания, посулы вообще не нужно принимать во внимание. Все это кажущееся. А самое главное — не казаться, но быть. И принимать мир таким, какой он есть.

Но все это благие пожелания. Людская натура неизменна. В этом Мольер был уверен. Режиссер и актеры, похоже, тоже. Недаром все рассуждения о добродетели звучат куда менее убедительно, чем вкрадчивый монолог Тартюфа:
Но люди умные, когда они хотят,
Всегда столкуются и с промыслом небесным.
Круг совести, когда становится он тесным,
Расширить можем мы: ведь для грехов любых
Есть оправдание в намереньях благих.

В спектакле на сцене действует яркий актёрский ансамбль, каждый персонаж наделён собственной харизмой и обаянием.




Владимир Жеребцов блистательно воплощается в своего персонажа, его Тартюф выглядит вполне современным молодым человеком, попавшим в цепкие лапы пороков, притворства и лицемерия. Несмотря на подлость и изворотливость своей натуры, этому "псевдо-святоше" не чужды и человеческие черты - влюблённости и страсти.




Помимо уже упомянутых Владимира Жеребцова и Андрея Заводюка, отдельно хочется рассказать о великолепной, характерной Вере Воронковой, которая изумительно воплощает в спектакле служанку Дорину, беззаветно влюбленную в хозяина, самоотверженно охраняющую покой семьи. Воронкова - невероятно остро и обаятельно передаёт характер Дорины, одновременно суровый и мягкий, напористый и таинственный, неизменно вызывающий симпатию и умиление.




Также в спектакле играют: Эльмира Мирэль (Эльмира), Алексей Воропанов (Клеант), Александр Дмитриев (Дамис), Анастасия Мытражик (Марианна), Владимир Зиберев (Валер) и блистательная "мама благородного семейства" Ирина Пулина.
Все актёры прекрасно справляются со сложной рифмой, органично и гармонично живут в предполагаемых обстоятельствах.




Чётко выверены и чутко прописаны все мизансцены, энергия пьесы передана на разрыв аорты, с драйвом и нервом. На протяжении всего спектакля героям веришь и сопереживаешь, оригинальная сценография постановки придаёт неповторимый колорит и усиливает эффект от происходящего на сцене.

Музыкальная составляющая также добавляет акцент действию: звуки органа и периодически повторяющаяся легендарная композиция "Feeling Good" группы Muse.
Сценография "Тартюфа" принадлежит Ларисе Ломакиной, костюмы - Наталье Каневской. На сцене нет лишних деталей, всё лаконично, продуманно. Каменная стена, в ней дубовая дверь, стол. У публики складывается абсолютное ощущение, что эта конструкция монументальна и крепка, но в одной из сцен она рушится, словно карточный домик. Эта метафора символизирует хрупкость жизни и призрачность иллюзий. Словно пелена заблуждений с рассудка главы семейства Оргона, падает стена его надежд и доверия, которыми он воспылал к коварному Тартюфу.




Нет в этом мире ничего вечного, сложно построить и создать, а разрушить можно мгновенно и легко, предав близких, ценности и идеалы. Спектакль насыщен мудрыми цитатами и афоризмами, такими острыми и понятными всем независимо от возраста, эпохи и географического положения.

"Кто добродетелен, тех травят бессердечно. Завистники умрут, но зависть будет вечно";
"Не все сбывается, чего душа хотела, и путь не короток от замысла до дела";
"Вы недовольны им, он потому вас злит, что правду вам в глаза открыто говорит";
"Вам, сударь, платится по вашим же делам; Вот вы не верили? Теперь не верят вам".

Театр Пушкина в спектакле "Тартюф" подарил зрителям шанс - взглянуть на всем знакомую историю по новому, через призму современного восприятия и менталитета. Представленные на сцене герои - абсолютно современны, они - не стандартная копирка классических образов, а яркий гротесковый коктейль характеров и настроений!
Во все века цивилизованное общество стремится: "Клеймить безнравственность и славить Добродетель!" Но вот как отличить одно от другого? И возможно ли это? Ведь в каждом из нас в любой момент могут проявиться как положительные, так и отрицательные черты.




Противоречивые отзывы об Пушкинском "Тартюфе" говорят о том, что спектакль не оставляет зрителя равнодушным, а это и есть главное в театре - заставить зрителя думать, сопереживать и делать выводы.




Что можно сказать после просмотра этого спектакля? Однозначно - это заметное явление в московской театральной жизни и однозначно рекомендуется к просмотру.

Tags: Тартюф
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Международный день тёщи

    Каждое четвертое воскресенье октября в мире отмечается необычный, но и, несомненно, любимейший праздник любого зятя – Международный день тёщи…

  • Из истории нейловых чулок

    24 октября 1939 года впервые поступили в продажу нейлоновые чулки, создав ажиотаж среди покупательниц. В 1938 году всемирно известная химическая…

  • День работников рекламы в России

    День работника рекламы (День рекламщика) — профессиональный праздник всех составителей рекламы, рекламодателей, маркетологов и пиарщиков России. Этот…

  • Ференц Лист

    22 октября 1811 года родился Ференц Лист - прославленный композитор, выдающийся пианист, дирижер, педагог, публицист. Один из ярких представителей…

  • Никите "Бесогону" Михалкову - 75!

    21 октября 1945 года в Москве родился Никита "Бесогон" Михалков - знаменитый советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист и…

  • Томас Ньюман - самый универсальный голливудский композитор

    20 октября 1955 года родился Томас Монтгомери Ньюман - самый "универсальный голливудский композитор". Томас Монтгомери Ньюман (англ. Thomas…

  • Умберто Боччони - итальянский художник, скульптор и теоретик футуризма

    19 октября 1882 года в Реджо-ди-Калабриа (на юге Италии) в семье чиновника родился Умберто Боччони (итал. Umberto Boccioni) - итальянский художник,…

  • День галстука

    Ежегодно 18 октября отмечается День галстука. Название праздника нередко упоминается с приставкой Всемирный или Международный. Несмотря на отсутствие…

  • Великое стояние на Угре

    В эти дни в октябре 1480 года началось знаменитое «стояние на Угре», закончившееся окончательным освобождением России от монголо-татарского ига.…

promo teachron february 21, 2014 11:52 1
Buy for 100 tokens
Больше страсти! - говорит режиссер оперному тенору. - Неужели вы никогда не любили? - Любил, - отвечает тенор. - Но никогда при этом не пел. От меня зависит, в каком свете будет представлена новая пьеса. - Вы режиссер? - Нет, осветитель. В опере: - Тебе не нравится? - шепотом спрашивает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment