
Соотечественники гордятся им, прежде всего, как величайшим национальным поэтом, однако в историю мировой литературы Гюго вошел как писатель-романтик, мечтавший о свободе и счастье для всех людей. "Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека", - писал о нем Максим Горький.
Владея немалым состоянием, всю жизнь боролся за права нищих, поэтому даже в своем завещании настаивал: "Хочу, чтобы меня отвезли на кладбище в катафалке для бедняков". В конце жизни искренне надеялся, что Париж переименуют в "Гюго".
В 20 лет женился на Адель Фуше, которая стала первой и последней его законной супругой, матерью пятерых его детей. Официально оставаясь мадам Гюго, она закрывала глаза на все многочисленные "шалости" любвеобильного литератора.

"Важнее всего на свете, важнее дочери, важнее Бога - твоя любовь", - эти слова Гюго обращены уже не к жене, а к очаровательной актрисе Жульетте Друэ. Не требуя развода, на протяжении почти пятидесяти лет она оставалась его спутницей жизни и вдохновительницей творчества.

"Два сердца любящих теперь слились в одно.
Воспоминания сплотили нас давно,
Отныне нам не жить отдельно друг от друга.
(Ведь так, Жульетта, так?)
О, милая подруга,
И вечера покой, и луч веселый дня,
И дружба, и любовь ты все, все для меня! "

Однако с возрастом творческая зависимость поэта и романиста от прекрасного пола лишь возрастала. В семьдесят лет он соблазнил великую Сару Бернар. Тогда же признавался приятелю: "Произнести речь мне так же утомительно, как заниматься любовью три раза подряд... Пожалуй, даже четыре!"
22 мая 1885 года "самого большого поэта Франции" не стало. Несметная толпа проводила простой черный катафалк, не украшенный ничем, кроме двух венков из белых роз, от площади Звезды до Пантеона.
"Мы рождаемся с криком, умираем со стоном. Остается только жить со смехом..."
(Виктор Гюго "Человек, который смеется")

Journal information