
Правда, отец, будучи определенного мнения об "актерских увлечениях" сына, наставлял его:
- В дворники надо идти, скважина, в дворники, а не в театр. Дворником надо быть, и будет у тебя кусок хлеба...
В 1901 году Шаляпин в качестве солиста Большого театра гастролировал в театре Ла Скала. На свою первую зарубежную гастроль он откликнулся эпиграммой, удачно перефразируя стихи Лермонтова и Грибоедова:
Я здесь в Милане - страус в клетке
(В Милане страусы так редки);
Милан сбирается смотреть,
Как русский страус будет петь,
И я пою, и звуки тают,
Но в воздух чепчики отнюдь
Здесь, как в России, не бросают.
певец.
- Борода у вас великолепная,- сказал завистливый итальянец. - Я тоже мог бы спеть с такой бородой.
- Ну, если бы дело было в одной бороде, - ответил Шаляпин, - то, пожалуй, козел спел бы лучше нас
обоих!

Шаляпинское исполнение "Дубинушки", "Блохи" и "Марсельезы" принесло ему авторитет в либеральных кругах, и даже большевики считали его своим «революционным певцом". Но когда в 1911 году газеты сообщили о коленопреклонении певца перед ложей Государя и исполнении в его честь гимна "Боже, царя храни", Шаляпин лишился многих друзей в «прогрессивных кругах". "А как же... - оправдывался он. - Был бенефис императорского оперного хора, вот хор и решил обратиться на высочайшее имя с просьбой о прибавке жалованья и стать перед ним на колени. И что же мне, тоже певшему в хоре, было делать? Одному торчать телеграфным столбом?... " - так описывает этот случай в своих воспоминаниях Иван Бунин.
И там же: "... деньги любил, почти никогда не пел с благотворительными целями. Любил говорить:
"Даром только птички поют". Тем не менее, в годы Первой мировой войны часто давал бесплатные
концерты в пользу раненых и организовал на свои средства два лазарета, в Москве и в Петрограде.
Когда, приехав на гастроли в США, Шаляпин проходил проверку на нью-йорской таможне, в очереди на осмотр багажа, его узнали.
- Это знаменитый Шаляпин,- сказал кто-то, - у него золотое горло...
Услышав такую реплику, таможенный чиновник потребовал немедленно сделать рентгеновский снимок.
После революции руководил Мариинским театром и стал первым из деятелей искусств, удостоенных звания народного артиста Республики. Однако в 1921 году, выехав на гастроли за границу, назад не возвратился, что вызвало отрицательное отношение к певцу в Советской России. Всероссийский союз работников искусств принял резолюцию о лишении Шаляпина звания народного артиста, а Маяковский писал:
Вернись
теперь
такой артист
назад
на русские рублики -
я первый крикну:
- Обратно катись,
народный артист Республики!
Во время гастролей в Чикаго к Шаляпину обратился крупный миллионер и попросил спеть у него на юбилее. "Сколько это будет стоить?" - спросил он. "Двадцать тысяч долларов", - ответил Федор Иванович. "Пожалуйста, - согласился миллионер, - я заплачу Вам сейчас, но Вы расположитесь не среди моих друзей, а сядете в саду, в кустах, и будете петь". "Я сидел в кустах, попивал коньячок, лучшие вина и изредка затягивал на пару минут "Из-за острова на стрежень..." - с улыбкой закончил рассказ о договоре с чикагским миллионером Шаляпин.
"В Шаляпине было слишком много "богатырского размаха", данного ему и от природы и благоприобретенного на подмостках, которыми с ранней молодости стала вся его жизнь, каждую минуту раздражаемая непрестанными восторгами толпы везде и всюду, по всему миру, где бы она его ни видала: на оперной сцене, на концертной эстраде, на знаменитом пляже, в дорогом ресторане или в салоне миллионера. Трудно вкусившему славы быть умеренным!" - Иван Бунин.

"В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин".
Максим Горький
А теперь о кулинарных пристрастиях Федора Шаляпина.
Вышедший из народа, Шаляпин любил простую русскую кухню: стерляжью уху с калачами, пироги с вязигой, белугу под хреном, настоящую икру. Настоящая икра по-шаляпински – это икра из свежепойманной рыбы, присоленная и поедаемая немедленно, ложкою да со свежим калачом. Знал он толк в хорошем застолье и тонких винах, ведь свой гастрономический вкус он развивал, как развивают талант, и к этому приложили руку практически все, с кем его сводила судьба. Но первые зерна на благодатную почву были брошены Врубелем, давшим ему первый урок в познании вин.

Любил он и потчевать: с художником Коровиным едали уху, с Горьким – сибирские пельмени. Рассказы о том, с кем, как и что едал Шаляпин можно найти во множестве мемуаров, о его застольях ходили легенды! Будучи богатырского телосложения Федор Михайлович кушал не только вкусно, но и много. Не откушивал помногу он только перед выступлением. Зато после концерта, когда бывал особенно голоден, он мог поразить окружающих (особенно зарубежных импресарио) количеством съеденных блюд. Он мог расправиться с парой индеек запиваемых шампанским или с огромным бифштексом после 3-4- дюжин устриц. В его честь давали обеды и ужины, описание которых можно найти в мемуарах его импресарио. В архивах хранятся меню "обедов с Шаляпиным", некоторые из которых даже стали частью истории. Двенадцать рецептов русской кухни, вошедшие в поваренную книгу "Fit for a King" ("Достойно короля"), выпущенную в Нью-Йорке уже после его смерти, помечены, как те, что "смаковал великий певец". Среди них голубцы, вареники, гурьевская каша, рыбная солянка.



Гастроли Шаляпина по Японии были организованы газетой "Асахи" и сопровождались невероятным успехом. За совсем короткий срок Шаляпин дал более 14 концертов в различных городах Японии: Токио, Нагое, Осаке, Кобе. В конце гастролей "Асахи" наградила Шаляпина памятной золотой медалью "В ознаменование бессмертных заслуг перед мировой музыкой, а также от имени музыкантов Японии". Но не только память о своих выступлениях оставил Федор Шаляпин Японии, но и блюдо своего имени – стейк Шаляпин. Дело в том, что во время гастролей у Шаляпина были проблемы с зубами, и он не мог есть твердую или жесткую пищу, поэтому обедая в ресторанеImperial попросил приготовить мясное блюдо, но как можно более мягкое. Ему подали стейк из говядины, отведав который он заказывал это блюдо во время всех гастролей и затем дал дозволение назвать блюдо своим именем. "Стейк Шаляпин" в том ресторане готовят по сей день…

Journal information