"День опричника" в Ленкоме

"Театральный хронограф" умел удовольствие посмотреть спектакль "День опричника" в постановке Марка Захарова в Театре "ЛЕНКОМ".




Спектакль поставлен по повести российского писателя Владимира Сорокина, написанной и изданной в 2006 году. Книга, которую критика относит к жанрам антиутопии и политической сатиры, по замыслу писателя должна предостерегать о судьбе, которая ждёт Россию в случае продолжения текущего политического курса.




Повесть посвящена известному опричнику. Её действие происходит в России 2027 года, отгороженной от остального мира Великой Русской Стеной. В стране восстановлено самодержавие, процветают ксенофобия, протекционизм, лубочно-квасной патриотизм и всевластие карательных органов, творящих постоянные репрессии (и при этом погрязших в коррупции), а единственными источниками дохода ничего не производящей страны являются продажа природного газа и поборы с транзита китайских товаров в Европу.




Премьера спектакля, создатели которого определили как "антиутопию по романам Владимира Сорокина "День опричника" и "Теллурия" и действие которого происходит через 100 лет после премьеры, состоялась 30 ноября 2016 года и вот уже на протяжении последних двух лет вызывает жаркие споры как среди профессиональных критиков, так и среди простых зрителей.




Итак, что же это такое, «День опричника» по Марку Захарову? У Сорокина отгороженная от всего мира стеной, православная Россия живет в 2037 году - Марк Захаров отодвинул все происходящее еще на 100 лет, о чем сообщает крупная надпись на авансцене: "Действие происходит в 2137 году, спустя 100 лет после премьеры". События также разворачиваются в течение одного дня из жизни коренного опричника Комяги, как это было и в первоисточнике. Но если роман начинается с его пробуждения, то в спектакле на сцену первым выходит персонаж, облаченный в одежды то ли боярские, то ли высшего иерарха церковного, с большими золотыми часами на руке, и начинает свой длинный монолог-молитву как бы во благо Родины. Кто он, это Демьян Златоустович? Судя по одеждам, явно рупор правителя государства Российского. И невольно приходит на ум параллель с нашим современным телевидением, которое в каждом доме выполняет ту же функцию, создавая немыслимую путаницу в головах зрителей. Дальше все по сюжету книги.




Комяга (Виктор Раков) свой день начинает вместе с другими коренными опричниками со штурма дома на Рублевке проворовавшегося финансиста. Хотя у Сорокина Рублевка не упоминалась, но эта деталь сегодня более чем уместна. Боярина повесить, дом сжечь, детей в приют, а вдову пустить "по кругу". Комяга в этом деле первый - по старшинству. И тут случается невероятное - он с первого взгляда влюбляется в боярыню Куницыну (Александра Захарова). И этот ход режиссера позволит ему в финале завершить беспросветное будущее "светом в конце туннеля". Но об этом потом.




Иллюстративно оформление сцены (художник постановщик Алексей Кондратьев). Часы, идущие назад, огромные подвижные конструкции и ржавая ракета посередине. И главное - стена с вмурованными трубами, по которым идет на Запад и Восток наше главное природное богатство - газ. Китайские иероглифы, обрамляющие сцену, наглядно показывают, кто через сотню лет будет нашим верным союзником . На средства от таможенных сборов с китайских купцов да от продажи газа страна и живет.




Появление главного опричника, Бати (Сергей Степанченко) явно показывает, на кого в будущем можно смело опереться правителю государства - казачья шапка с красным верхом у него на голове. Когда Батя готов объяснить народу, за что и зачем наказан боярин Куницын, прибывают "вестники", по-нашему телевизионщики. Они одеты как им и положено в спортивные костюмы и бейсболки, молчаливы и подобострастны до такой степени, что боятся даже вопрос задать. Сам Государь Платон Николаевич (Дмитрий Певцов) с ними общаться не изволит. Опричники его постоянные собеседники, только им он доверяет. Карикатурный образ этого правителя далек от изображенного в романе. У Сорокина он персонаж эпизодический, у Захарова ему отведена значительная роль. По правде сказать, зачем это понадобилось режиссеру, не совсем понятно. Ведь это день опричника, они – главные герои. Как известно, царя играет окружение. Сорокин разглядел опричников в своих современниках. Марк Захаров - в опричнике пытается разглядеть Человека.




Один из ярчайших персонажей в спектакле - ясновидящая Прасковья Мамонтовна в блестящем исполнении Татьяны Кравченко. Это она топит печь книгами наших классиков, в ее уста вложил режиссер такие перлы, и вовсе не из книги, от которых зал разражался хохотом.




Но вот что любопытно: когда читаешь Сорокина, тебя охватывает ужас, несмотря на его фирменные гэги. А когда смотришь спектакль Захарова, почему-то больше смеешься. Наверное, так и было задумано. Хотя сам режиссер на вопрос - какое из предостережений Сорокина кажется вам самым грозным и важным? - ответил: "Самое ужасное было бы – воистину , как "альтернативная Россия" "Дня опричника" - отгородиться от всего мира. Считать себя особой, неприкасаемой и прекрасной страной и единственно правым во всем народом. Все остальные на планете заблуждаются, а мы – нет. Вот если послушать в последнее время некоторых наших аналитиков, то выходит, чуть ли не все страны впали в неслыханную ересь и деградацию. А мы – спасительный остров".




В "Дне опричника" на сцену выходят восемь народных артистов России - у каждого свой посыл, да и в качестве театрального аттракциона с разными эффектами и бодрыми танцами спектакль работает без сбоев.




Некоторые превращения совершаются с обезоруживающей, почти сказочной наивностью. В сценографии Алексея Кондратьева неизменны лишь стена и труба - способ изоляции России от мира и источник призрачного благосостояния страны. Остальные же элементы конструкции движутся, светятся и просвечивают, отваливаются от колосников и выезжают из кулис. А под наклонным помостом, который в финале спектакля поднимается почти вертикально, обнаруживается вмонтированная в подмостки беговая дорожка, по которой Комяга вместе со своей возлюбленной, вдовой Кунициной и верным адъютантом Федькой (Антон Шагин) бегут прочь из этой страны. Куда - неизвестно, да и убегут ли?




В спектакле Марка Захарова изощренная языковая игра, изысканная интеллектуальность Сорокина, соединившись с авторским почерком режиссера, стали основой лубка - острого, яркого, точного и опасного народного жанра, в котором карикатурность подачи и соленость сценического языка соединены с острейшим общественным пафосом. Мнимая сказочность истории, ее обманчиво счастливый финал бьют в цель так же безошибочно, как и роман одного из лучших нынешних авторов.




"День опричника" в "Ленкоме" - это высказывание художника, который слышит и болезненно переживает рост мощи темных сил и возвышает свой голос, предупреждая об опасности.




Поспешите обязательно посмотреть "День опричника", пока ещё есть такая возможность!!!

Последние записи в журнале

promo teachron february 21, 2014 11:52 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Больше страсти! - говорит режиссер оперному тенору. - Неужели вы никогда не любили? - Любил, - отвечает тенор. - Но никогда при этом не пел. От меня зависит, в каком свете будет представлена новая пьеса. - Вы режиссер? - Нет, осветитель. В опере: - Тебе не нравится? - шепотом спрашивает…
Все ИНГРЕДИЕНТЫ Заправлены,Но...
...НЕ ТО,
НЕ "БЬЁТ",НЕ ПРОБИВАЕТ,
У ВЛАДИМИРА ГЕОРГИЕВИЧА СОРОКИНА ВСЁ ОСТРЕЕ,ЗЛЕЕ,
ПОРОЙ СОБЫТИЯ ВЫЗЫВАЮТ ЧУВСТВА БРЕЗГЛИВОСТИ,
ОТВРАЩЕНИЯ К "КОЗЛАМ",УПИВАЮЩИМСЯ НЕОГРАНИЧЕННОЙ ВЛАСТЬЮ,
СПОСОБНЫМ РАСТОПТАТЬ,УНИЗИТЬ ЛЮБОГО,
НА КОГО УКАЖЕТ ПЕРСТ САМОДЕРЖЦА,-
АНТИУТОПИЯ,ЧЁРНАЯ КОМЕДИЯ,
НО НЕ ЛУБОК,НЕ БАЛАГАН В ИСПОЛНЕНИИ НАРОДНЫХ АРТИСТОВ РОССИИ,
НАПРАВЛЯЕМЫХ ОПЫТНОЙ РУКОЙ ГЕНИАЛЬНОГО МАРКА ЗАХАРОВА...