teachron (teachron) wrote,
teachron
teachron

Category:

"День опричника" в Ленкоме

"Театральный хронограф" умел удовольствие посмотреть спектакль "День опричника" в постановке Марка Захарова в Театре "ЛЕНКОМ".




Спектакль поставлен по повести российского писателя Владимира Сорокина, написанной и изданной в 2006 году. Книга, которую критика относит к жанрам антиутопии и политической сатиры, по замыслу писателя должна предостерегать о судьбе, которая ждёт Россию в случае продолжения текущего политического курса.




Повесть посвящена известному опричнику. Её действие происходит в России 2027 года, отгороженной от остального мира Великой Русской Стеной. В стране восстановлено самодержавие, процветают ксенофобия, протекционизм, лубочно-квасной патриотизм и всевластие карательных органов, творящих постоянные репрессии (и при этом погрязших в коррупции), а единственными источниками дохода ничего не производящей страны являются продажа природного газа и поборы с транзита китайских товаров в Европу.




Премьера спектакля, создатели которого определили как "антиутопию по романам Владимира Сорокина "День опричника" и "Теллурия" и действие которого происходит через 100 лет после премьеры, состоялась 30 ноября 2016 года и вот уже на протяжении последних двух лет вызывает жаркие споры как среди профессиональных критиков, так и среди простых зрителей.




Итак, что же это такое, «День опричника» по Марку Захарову? У Сорокина отгороженная от всего мира стеной, православная Россия живет в 2037 году - Марк Захаров отодвинул все происходящее еще на 100 лет, о чем сообщает крупная надпись на авансцене: "Действие происходит в 2137 году, спустя 100 лет после премьеры". События также разворачиваются в течение одного дня из жизни коренного опричника Комяги, как это было и в первоисточнике. Но если роман начинается с его пробуждения, то в спектакле на сцену первым выходит персонаж, облаченный в одежды то ли боярские, то ли высшего иерарха церковного, с большими золотыми часами на руке, и начинает свой длинный монолог-молитву как бы во благо Родины. Кто он, это Демьян Златоустович? Судя по одеждам, явно рупор правителя государства Российского. И невольно приходит на ум параллель с нашим современным телевидением, которое в каждом доме выполняет ту же функцию, создавая немыслимую путаницу в головах зрителей. Дальше все по сюжету книги.




Комяга (Виктор Раков) свой день начинает вместе с другими коренными опричниками со штурма дома на Рублевке проворовавшегося финансиста. Хотя у Сорокина Рублевка не упоминалась, но эта деталь сегодня более чем уместна. Боярина повесить, дом сжечь, детей в приют, а вдову пустить "по кругу". Комяга в этом деле первый - по старшинству. И тут случается невероятное - он с первого взгляда влюбляется в боярыню Куницыну (Александра Захарова). И этот ход режиссера позволит ему в финале завершить беспросветное будущее "светом в конце туннеля". Но об этом потом.




Иллюстративно оформление сцены (художник постановщик Алексей Кондратьев). Часы, идущие назад, огромные подвижные конструкции и ржавая ракета посередине. И главное - стена с вмурованными трубами, по которым идет на Запад и Восток наше главное природное богатство - газ. Китайские иероглифы, обрамляющие сцену, наглядно показывают, кто через сотню лет будет нашим верным союзником . На средства от таможенных сборов с китайских купцов да от продажи газа страна и живет.




Появление главного опричника, Бати (Сергей Степанченко) явно показывает, на кого в будущем можно смело опереться правителю государства - казачья шапка с красным верхом у него на голове. Когда Батя готов объяснить народу, за что и зачем наказан боярин Куницын, прибывают "вестники", по-нашему телевизионщики. Они одеты как им и положено в спортивные костюмы и бейсболки, молчаливы и подобострастны до такой степени, что боятся даже вопрос задать. Сам Государь Платон Николаевич (Дмитрий Певцов) с ними общаться не изволит. Опричники его постоянные собеседники, только им он доверяет. Карикатурный образ этого правителя далек от изображенного в романе. У Сорокина он персонаж эпизодический, у Захарова ему отведена значительная роль. По правде сказать, зачем это понадобилось режиссеру, не совсем понятно. Ведь это день опричника, они – главные герои. Как известно, царя играет окружение. Сорокин разглядел опричников в своих современниках. Марк Захаров - в опричнике пытается разглядеть Человека.




Один из ярчайших персонажей в спектакле - ясновидящая Прасковья Мамонтовна в блестящем исполнении Татьяны Кравченко. Это она топит печь книгами наших классиков, в ее уста вложил режиссер такие перлы, и вовсе не из книги, от которых зал разражался хохотом.




Но вот что любопытно: когда читаешь Сорокина, тебя охватывает ужас, несмотря на его фирменные гэги. А когда смотришь спектакль Захарова, почему-то больше смеешься. Наверное, так и было задумано. Хотя сам режиссер на вопрос - какое из предостережений Сорокина кажется вам самым грозным и важным? - ответил: "Самое ужасное было бы – воистину , как "альтернативная Россия" "Дня опричника" - отгородиться от всего мира. Считать себя особой, неприкасаемой и прекрасной страной и единственно правым во всем народом. Все остальные на планете заблуждаются, а мы – нет. Вот если послушать в последнее время некоторых наших аналитиков, то выходит, чуть ли не все страны впали в неслыханную ересь и деградацию. А мы – спасительный остров".




В "Дне опричника" на сцену выходят восемь народных артистов России - у каждого свой посыл, да и в качестве театрального аттракциона с разными эффектами и бодрыми танцами спектакль работает без сбоев.




Некоторые превращения совершаются с обезоруживающей, почти сказочной наивностью. В сценографии Алексея Кондратьева неизменны лишь стена и труба - способ изоляции России от мира и источник призрачного благосостояния страны. Остальные же элементы конструкции движутся, светятся и просвечивают, отваливаются от колосников и выезжают из кулис. А под наклонным помостом, который в финале спектакля поднимается почти вертикально, обнаруживается вмонтированная в подмостки беговая дорожка, по которой Комяга вместе со своей возлюбленной, вдовой Кунициной и верным адъютантом Федькой (Антон Шагин) бегут прочь из этой страны. Куда - неизвестно, да и убегут ли?




В спектакле Марка Захарова изощренная языковая игра, изысканная интеллектуальность Сорокина, соединившись с авторским почерком режиссера, стали основой лубка - острого, яркого, точного и опасного народного жанра, в котором карикатурность подачи и соленость сценического языка соединены с острейшим общественным пафосом. Мнимая сказочность истории, ее обманчиво счастливый финал бьют в цель так же безошибочно, как и роман одного из лучших нынешних авторов.




"День опричника" в "Ленкоме" - это высказывание художника, который слышит и болезненно переживает рост мощи темных сил и возвышает свой голос, предупреждая об опасности.




Поспешите обязательно посмотреть "День опричника", пока ещё есть такая возможность!!!

Tags: День опричника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo teachron february 21, 2014 11:52 1
Buy for 100 tokens
Больше страсти! - говорит режиссер оперному тенору. - Неужели вы никогда не любили? - Любил, - отвечает тенор. - Но никогда при этом не пел. От меня зависит, в каком свете будет представлена новая пьеса. - Вы режиссер? - Нет, осветитель. В опере: - Тебе не нравится? - шепотом спрашивает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment