
Известность и народную любовь ей принесла роль Кати в фильме «Девчата». Она же навсегда определила ее амплуа. В прессе Люсьену Овчинникову называли «лицом советского кино 60-х». Но само советское кино ограничило актрису хоть и выразительными, но небольшими ролями. На протяжении 40 лет творческой жизни репертуар Овчинниковой составляли дворничихи, работницы, дежурные в метро, учительницы младших классов, сердобольные соседки, а прежде всего - подружки и матери главных героев и героинь. Люсьену узнавали на улице, но имени вспомнить не могли: ее знали как «Нюру», «Нину», «Катю», «Надю», «Машу»… Знали под именами ее персонажей. Сменить образ «простой рабочей девушки» она так и не смогла. Других ролей не было.

В 1973 году, после выхода многосерийной картины «Большая перемена», Овчинниковой присудили звание заслуженной артистки РСФСР. Роль Вали Петрыкиной стала ее последней большой работой в кино. Последующие двадцать лет жизни актриса снималась в эпизодах и работала в разных театрах по договорам.

В 1966 году Люсьена вышла замуж за Валентина Козлова, молодого артиста, пришедшего в Театр имени Маяковского, где служила сама Овчинникова. Непрофессиональный актер Козлов работал инженером-конструктором, занимался научной работой и педагогической деятельностью. В кино он попал случайно - режиссер Юрий Чулюкин заметил красавца спортивного телосложения и пригласил в комедию “Неподдающиеся” на роль Володи Яковлева. Затем Козлова взяли в труппу Театра имени Маяковского, где он изредка играл небольшие роли. Для Валентина, не обладающего актерским талантом, театр был всего лишь увлечением. В 1972 году из-за пристрастия к алкоголю и постоянных конфликтов с режиссером и актерами Козлова уволили из театра. Люсьена ушла из театра следом за супругом - из принципа, а по другим источникам - из-за обвинений в пьянстве на рабочем месте.

Некоторые журналисты утверждают, Что личная жизнь Овчинниковой и Козлова не была счастливой. Супруг повышал на актрису голос и поднимал руку, Люсьена же, случалось, изменяла мужу с коллегами и партнерами по фильмам. Тем не менее, этот брак продлился 32 года.
Проблемы с алкоголем были не только у Козлова, но и у Овчинниковой. Она злоупотребляла спиртными напитками с молодости, и только на время съемок брала себя в руки. Бывало, что актриса уходила в запой на несколько дней. Коллега и подруга Овчинниковой Надежда Румянцева знала о том, что Люсьена страдает алкогольной зависимостью, и предлагала ей лечь в клинику. Но Овчинникова отказалась, и дружба актрис сошла на нет.

30 августа 1998 года скоропостижно умер Козлов. Денег на похороны мужа у Овчинниковой не было, большую помощь ей оказал актер Станислав Садальский. После смерти Валентина Люсьена впала в затяжную депрессию. Актриса постоянно плакала и заливала горе алкоголем, у нее начались проблемы с сердцем. 8 января 1999 г. Люсьена отправилась в гости к подруге Тамаре Тур, где ей стало плохо. Тамара вызвала “скорую”, но бригада приехала, когда Овчинникова уже была мертва. Союз Кинематографистов выделил на похороны актрисы только 60 долларов, которых едва хватило на кремацию.
Проститься с Люсьеной пришли только Тамара Тур и сводная сестра Валерия с мужем. Прах Люсьены Овчинниковой покоится в неприметной ячейке колумбария на Введенском кладбище.

Люсьена Овчинникова снискала народную любовь, создав на экране образ простой советской женщины — крестьянки, работницы фабрики, колхозницы, продавщицы, жены, матери. Все ее героини были близки и понятны поколению “строителей социализма”, а для современного зрителя образ Овчинниковой стал памятником ушедшей эпохи.

Journal information