
Целиковская была кумиром нескольких поколений. Она пришла на смену тому времени, когда героинями экрана были Любовь Орлова и Марина Ладынина. Хотя и Орлова, и Ладынина продолжали сниматься, их часы уже как бы перешли через "полдень ", а Целиковская только взлетала.

Во время войны солдаты в карманах гимнастерок носили ее фотокарточки. В бой поднимались с криком: «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!». Она была и остается легендой: подлинная звезда советского театра и кино, красавица с абсолютным музыкальным слухом.

Все это было… Машины, полные цветов, выходы из театров по пожарным лестницам, прически и платья «под Целиковскую», слова Эйзенштейна «Целиковскую не надо хвалить – ее надо снимать» и вердикт Сталина после роли царицы Анастасии в фильме «Иван Грозный»: «Таких цариц не бывает»…

В фильме «Четверо смелых» режиссер доверил молодой актрисе исполнение песен в картине и с тех пор в кино, театре, на концертах Людмила Целиковская всегда пела сама (исключение составил лишь фильм "Антон Иванович сердится"). Целиковская снялась во многих лентах. Самые известные – «Воздушный извозчик», «Иван Грозный», «Повесть о настоящем человеке», «Попрыгунья»…

В 1960-е годы она становится фактической женой театрального режиссёра Юрия Любимова. Она играет большую роль в становлении Театра на Таганке — придумывала постановки для многих спектаклей, используя свои связи помогала мужу в борьбе с бюрократизмом чиновников. В квартире Любимова и Целиковской собираются Борис Пастернак, Григорий Бакланов, Борис Можаев, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Фёдор Абрамов, Борис Васильев, Пётр Капица, исполняет свои песни Владимир Высоцкий. Любимов называл жену «Циолковская» и «Генерал». Любимов находился в немилости у руководства страны. Из-за этого его жена не получила звания Народная артистка СССР, хотя театр несколько раз выходил с предложением о присвоении ей этого звания. В руководстве то обстоятельство, что она была фактической женой неблагонадёжного Любимова, послужило причиной отказа.

Journal information