Марк Захарович Шагал (урожденный Мойше Шагал) родился 6 июля 1887 года в еврейской семье в Витебске. В некоторых источниках можно встретить дату 7 июля, но она не верна, поскольку в данном случае к 24 июня (дата рождения по старому стилю) вместе 12 дней прибавлено 13 (как для дат XX века).
Жизнь мальчика протекала между синагогой, очагом и лавкой. Стараниями матери Марк смог поступить в городскую гимназию, куда евреев обычно не принимали. Он вырвался из-под опеки родителей, начал брать уроки пения, игры на скрипке и рисования.
«У моего отца были голубые глаза и мозолистые руки, - писал Шагал в своих воспоминаниях. - Он трудился, молился и жил в мире с самим собой. Что со мной станет? Суждено ли мне просидеть всю свою жизнь, подпирая стену, или мне придется таскать бочки, как отцу? Я посмотрел на свои руки. Они были слишком нежными. Мне надо было найти себе такое занятие, которое бы не закрывало от меня небо и звезды и позволило бы мне понять смысл моей жизни».
Образ жизни его отца, вечно уставшего торговца селедкой, совершенно не привлекал сына. Юный Шагал проявил изрядную настойчивость и добился необходимого для евреев разрешения на переезд в столицу, в центр культурной России. В Петербурге юный художник стал учиться у Льва Бакста – известного мастера символизма. Под его влиянием Шагал открывал для себя новые выразительные средства, узнавал о последних тенденциях в русском и западном искусстве. Бакст говорил: «Шагал – мой любимый ученик. Он внимательно слушает мои наставления, а потом все делает по-своему».
В столице юный художник искал и находил образы, которые определили его неповторимый стиль: деревенские сцены, сельская жизнь, близкие ему картины маленького мирка. Нежный, теплый взгляд на повседневную жизнь еврейского местечка появился у Шагала именно тогда, когда он сравнил ее с богемной жизнью в большом городе.
В 1910 году с небольшой суммой денег молодой художник отправился в Париж, где погрузился в живой мир искусства. Он, наконец, видел творения импрессионистов, Гогена, Ван Гога, Матисса, Пикассо, Брака и других мастеров. Наибольшее впечатление тогда на него произвел кубизм. Художник пришел к мысли, что сюжет и повествование не играют в живописи главной роли: для упорядочения изображения, оказывается, достаточно геометрии.
В годы Первой мировой войны Шагал вернулся на родину. Границы тогда были закрыты, и художнику пришлось задержаться в России на долгие восемь лет. Однако на фоне разрушений, которые принесла война, Шагал неожиданно обрел счастье. В 1915 году он женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд.
Революцию 1917 года Шагал встретил с восторгом. Он получил пост уполномоченного по изобразительному искусству в родном Витебске. Тогда ему казалось, что власть высоко ценила искусство, что эстетика и политика будут содействовать друг другу в стремлении к светлому будущему. Из Витебска в Москву он вернулся в 1920 году и с ужасом обнаружил, что приоритеты в искусстве полностью сместились. Авангардистские течения во главе с супрематизмом Малевича практически полностью вытеснили фигуративное искусство. Шагал больше не был нужен своей стране. Ему ничего не оставалось, как вновь уехать в Париж навстречу новой художественной карьере.
В Париже Шагал оставался вплоть до начала Второй мировой войны, пока французское правительство не приняло решение о том, что его дальнейшее пребывание в стране, контролируемой фашистами, слишком опасно. В 1941 году художник отправился в Нью-Йорк, где спустя три года умерла его супруга Белла. «Я жил и работал в Америке во время трагедии, принесшей страдания людям во всем мире. Годы шли, и я не становился моложе. Но в той гостеприимной атмосфере я смог набраться новых сил, не отказываясь от корней, из которых выросло мое искусство», – писал Шагал. Только в 1948 году он смог вернуться во Францию, где и оставался до конца жизни. Здесь он женился во второй раз, на Валентине Бродской. Брак был удачным, но музой оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей. Шагал так и не нарисовал ни одного портрета Валентины, которая умерла в 1997 году.
Сам художник скончался на 12 лет раньше, 28 марта 1985 года, в прованском городе Сен-Поль-де-Ванс и был похоронен на местном кладбище. До самого конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы.
Journal information