Ландау, называвший своим единственным учителем Нильса Бора, сам воспитал целую плеяду физиков-теоретиков, которых до него в России фактически не было.
В соавторстве с Лифшицем им был создан ставший классическим фундаментальный курс теоретической физики. В 1962 году Ландау за "основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия" был удостоен Нобелевской премии.
Остроумный и живой человек, он был создателем и героем многих смешных историй, которые его студенты вспоминают до сих пор. Например, рассказывают как Ландау принимал зачеты: "Как-то группа собралась в аудитории для сдачи зачета. Если сказать, что "поджилки тряслись", то, значит, не сказать ничего. Входит Лев Давидович, и все замирают. Он садится за стол, обводит взглядом аудиторию, кое-кто, особенно девушки, уже близки к обмороку. После театральной паузы в звонкой тишине раздается: "Не ставить студенту зачет равносильно тому, что плевать вертикально вверх. Подходите с зачетками, только не очень давите".
В 1938-м Ландау был арестован за антисоветские взгляды — он участвовал в написании листовки, призывавшей свергнуть сталинский режим.
В ней Сталин был назван фашистским диктатором, в "своей бешеной ненависти к настоящему социализму" сравнявшимся с Гитлером и Муссолини.
Из тюрьмы он вышел спустя год благодаря письму в его защиту от Нильса Бора и поручительству Капицы. Тот писал Берии, что "Ландау не будет вести какой-либо контрреволюционной деятельности в моем институте, и я приму все зависящие от меня меры к тому, чтобы он и вне института никакой контрреволюционной работы не вел" и обещал в случае антисоветских высказываний со стороны Ландау сообщить в НКВД. Реабилитирован Ландау был только в 1990 году.
Journal information