
Его создал антрепренер Вениамин Александрович Казанский (Сормер). Выпускник Московского филармонического училища, Казанский работал в Малом театре, был партнером Веры Комиссаржевской, пробовал свои силы в режиссуре.

Так, первый его спектакль, "Фарс", смешил публику, второй, "Модерн", развлекал последним словом электрофотографической техники. Но вот Театр на Литейном обещал не смешить и не развлекать, а пугать: "Лиц со слабыми нервами просят не смотреть, ввиду особой тяжести пьес" – интригующе предупреждали афиши.

На премьере зрителям показали три пьесы. В первой - "Лекция в Сальпетриере" по Эдгару По - врач-психиатр насиловал загипнотизированную им пациентку, а та, мстя обидчику, выплескивала ему в лицо склянку соляной кислоты. В другой пьесе – "Мороз по коже" - проститутка убивала соперницу в ночном кабачке. В третьей – "Система доктора Гудрона", опять же по Эдгару По, – два журналиста, пришедшие в дом скорби, чтобы сделать репортаж о новой системе лечения душевнобольных, чуть было не лишились жизни.

Театр Казанского обвиняли в подражательности: он во всем следовал парижскому театру "Гран Гиньоль", во главе которого стоял создатель, режиссер и автор "страшных пьес" Андре де Лорд. Тем не менее, Литейный театр пользовался большой популярностью: влечение к брутальному в те годы буквально захватило общество. Корней Чуковский, отмечая сильнейшую вспышку некрофильства в литературе, писал: "Саван сделался самой модной в России одеждой. Трупы и трупики стали львами сезона".

После революции в театральном здании на Литейном, 51 работали многие театральные коллективы: Передвижной театр под руководством П. П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской (сестры Веры Комиссаржевской), ТРАМ — Театр рабочей молодежи (музыку ко многим спектаклям которого писал Дмитрий Шостакович), Первый рабочий театр Пролеткульта, Театр Ленинградского Областного совета профсоюзов (сокращенно ЛОСПС), во главе которого встал А.Б. Винер. Но время распорядилось по-своему — и процесс формирования нового театра остановила начавшаяся Великая Отечественная война. Во время блокады Ленинграда театральное здание на Литейном было разрушено бомбой.

В 1944 с "концерта-спектакля" по пьесе "Чайка", когда-то входившего в репертуар Театра ЛОСПС группа актеров под руководством того же Винера начала новую, послевоенную историю театра, позднее ставшего Областным театром драмы и комедии, в 1956 году вернувшего к театральной жизни здание по адресу Литейный, 51.

Осенью 1965 года в театр на Литейном пришел режиссер Евгений Шифферс, а в конце 60-х, когда театром руководил режиссер Яков Хамармер, здесь дебютировали признанные мастера российской сцены: Ефим Падве, Лев Додин, Кама Гинкас, Генриетта Яновская. Главным художником был Эдуард Кочергин, ставший одним из лучших театральных художников.

В 1991 году со спектакля Геннадия Тростянецкого "Скупой" Ж.-Б. Мольера начался новый виток истории театра на Литейном, 51. На петербургских афишах появилось новое название — "Театр на Литейном".

Journal information