Эль Лисицкий - пионер советского дизайна

22 ноября 1890 года родился Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий, российский архитектор, художник-конструктор, график, один из пионеров отечественного дизайна. Оформленные им книги и международные выставки до сих пор считаются непревзойденными образцами мирового искусства.




Совместно с Казимиром Малевичем разработал основы супрематизма (разновидность
абстракционизма, сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур). Изобрел и развил собственный вариант трехмерных супрематических композиций, названных им "проуны" (проекты утверждения нового). "Проун есть пересадочная станция по пути от живописи к архитектуре", - так определил свои искания он сам.




Именно из проунов впоследствии выросли прославленные проекты "горизонтальных небоскребов", театральные макеты, декоративне-пространственные установки, проекты павильонов и выставочных интерьеров, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный и мебельный дизайн.




Впервые проект "московского небоскреба, имеющего три точки опоры, был экспонирован в 1925 году в архитектурном отделе выставки "November-Gruppe". В этом проекте Лисицкий противопоставил старой Москве "новую архитектуру" города, в "котором человек сегодня мерит не собственным локтем, а сотнями метров".




В 1930 - 1932 годах по проекту Эля Лисицкого была построена типография журнала "Огонек" (дом №17  по 1-му Самотечному переулку), которую отличает удивительное сочетание огромных квадратных и маленьких круглых окон. В плане здание похоже на эскиз "горизонтального небоскреба".




Проуны Лисицкого (в том числе приведенные выше) удостоились чести быть представленными на знаменитой выставке 1937 года в Мюнхене под названием "Дегенеративное искусство", где экспонировались около 650 произведений, конфискованных нацистами в 32-х музеях Германии.




К "дегенеративным" причислялись целые художественные направления (импрессионизм, дадаизм, кубизм, фовизм, сюрреализм, экспрессионизм), уничтожение образцов которых, а также прямые репрессии против их создателей составляли важную часть культурной политики гитлеровского режима. В целом за программу борьбы с чуждым искусством отвечал министр пропаганды Иозеф Геббельс, а за саму выставку - президент Государственной палаты изобразительных искусств Адольф Циглер.




В 1939 году 1004 картины и 3825 графических работ (в том числе другие работы Лисицкого) были сожжены в Берлине во дворе пожарной части района Кройцберг.

Метки:

Избранные записи из этого журнала

  • День рождения Фовизма

    Считается, что 30 октября 1905 года родилось такое направление в живописи, как "фовизм". На парижской выставке "Осенний салон", открывшейся 30…

  • Хуго Балль - вождь дадаизма

    22 февраля 1886 года родился Хуго Балль, немецкий поэт и драматург, один из самых противоречивых и парадоксальных мыслителей ХХ века. Основатель и…

  • Кабаре Вольтер

    5 февраля 1916 года в Цюрихе, на Шпигельгассе 1, открылось артистическое "Кабаре Вольтер", в стенах которого родилось самое необычное…

  • Архитектор Константин Мельников

    3 августа 1890 года родился Константин Степанович Мельников , выдающийся российский архитектор и художник , один из лидеров…

  • Николай Добронравов

    22 ноября 1928 года в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) родился Николай Николаевич Добронравов, советский и российский поэт-песенник.…

  • «Болеро» Мориса Равеля

    22 ноября 1928 года в парижской «Гранд-опера» на балетном вечере русской танцовщицы Иды Львовны Рубинштейн было впервые исполнено…

  • Владимир Иванович Даль

    22 ноября 1801 года родился Владимир Иванович Даль, русский ученый, лексикограф и географ, этнограф и естествоиспытатель, писатель и врач, создатель…

promo teachron апрель 13, 2015 08:00 2
Buy for 10 tokens
Как следует одеваться мужчине, чтобы скрыть свои далеко за 40 лет и выдающийся пивной живот? Выдающиеся в своей простоте советы дает Alex Proud, журналист британской газеты " The Telegraph ".…
Общение Приводит к Отношениям...
Отношения Порождают Новые Взгляды На Способы Общения,
Которые Становятся Узлами Развития Новых Общественных Связей;
Из Этих Узлов Возникают Конкретные Устойчивые Ячейки Социума,
Опираясь На Которые Эволюционирует Всё Сущее...