"Царство отца и сына" в Театре Моссовета

4 ноября 2017 года "Театральный хронограф" в День Народного единства имел удовольствие посетить Театр Моссовета и с большим же удовольствием посмотрел спектакль "Царство отца и сына" в постановке Юрия Ерёмина.




События, изображаемые в спектакле, непосредственно предшествуют годам "Смутного времени", окончание которых и празднуют все россияне, начиная с 2005 года, отмечая День Народного единства.

Теперь непосредственно об увиденном.

"Царство отца и сына" - это авторская работа режиссера Юрия Ерёмина, создавшего из двух драматических пьес А. К. Толстого ("Смерть Иоанна Грозного" и "Царь Федор Иоаннович") одно единое и целостное драматическое пространство, в котором сталкиваются две исторические личности - отца и сына, а все герои общаются друг с другом в стихотворной форме.


Спектакль Юрия Ерёмина разительно отличается от других постановок пьес "царской" трилогии Алексея Константиновича Толстого  с успехом идущих в Малом театре Москвы и на подмостках других российских городов. Ерёмина не интересовала исторически точная реконструкция интерьеров царского дворца и костюмов давно ушедшей эпохи. Его спектакль предельно современен, временами даже подчеркнуто условен. "Царство отца и сына" - это размышление о сущности власти в России, о том, какой правитель нужен нашей стране - диктатор-самодержец или человек мягкий, способный услышать и понять других.




Особенно актуален это спектакль для нашего времени накануне Президентских выборов в марте следующего года. Сможет ли Россия сделать демократический выбор или опять окажется во власти очередной "семибоярщины" или "семибанкирщины"?




Для более контрастного восприятия зрителем происходящего на сцене постановщик использует буквально и "чёрное" и "белое". В прямом и переносном смысле. Без тяжеловесных нафталинных боярских прикидов (стильные костюмы Виктории Севрюковой). Первое действие - и все и всё в чёрном, второе - и все и всё в белом. И два царя - "чёрный" и "белый".




Черный царь

Первый акт - как в дворовой страшилке из детства: в одном черном-черном городе жил черный-черный человек… Было бы забавно, если бы это не было нашей историей, во многом определившей поведение властей по отношению к народу. А именно: преобладание черного с редкими цветными эпизодами, но постепенно переходящими в неизбежную темноту. Вот, кажется, была перестройка с упоительной надеждой на демократию, а все кончилось как всегда.





Чернота рождает пустоту: именно такое сценографическое решение самого режиссера стало решением художественным. На черной сцене черные стулья под боярскими задами, кресло под сухим задом костистого царя-душегуба. И холодный, убийственный свет по заднику, две створки которого опускаются и поднимаются, точно ножи гильотины. Нерв и энергию напряжения держит потрясающая музыка Матвея Костолевского.




И вот царь Иван Грозный. Его играет Александр Яцко. У него нет шаржированно-острого грима, к которому прибегали все его предшественники на сцене и на экране. И игра его также не имеет эмоциональных плюсов. Яцко удивительным образом играет черное нутро русского царя, имеющего самые разные оттенки и ноты.




Белый царь

Он входит в черное царство… Нет, вплывает совсем не царской, не державной поступью. Он ежится, передергивается, когда на него нахлобучивают царские одежды - таково первое явление Виктора Сухорукова в роли царя Федора. За его спиной невидимой шеренгой стоят Иван Москвин, Николай Хмелев (в фотографиях и театральных легендах) и Иннокентий Смоктуновский (тоже в фото и документальной съемке). Отвечать за несобственное прошлое придется. Сухоруков, этот престранный артист, с удивительной фактурой (невысок, плотен, розов и упруг как ребенок, к тому же с поющим голосом) - отвечает.





Вокруг него все бело, как в Рождество на открытках: одежды, царица Ирина, постель и кадушка, где она моет своего царя-ребенка. Прав был цензор из позапрошлого века, уверявший, что личность царя породит в публике самый неприличный смех. Его детской наивности, граничащей с юродством, смеются. Что это за самодержец, что правду от неправды отличить не может и готов добровольно сойти с престола.




И все-таки козырь Сухорукова в другом. Ему удается играть не белого (доброго, хорошего, прогрессивно-демократического) царя, а разницу между черным и белым, невидимую, неощутимую на цвет и запах разницу. Ту страшную пропасть, что отделяет добро от зла, глубину и коварство которого постичь невозможно. Ему даже не аплодируют, потому что боятся прервать ту нить, что связывает зал со сценой, и обозначается словом "магия". Браво!!!




"Царство отца и сына" - спектакль весьма опасный для всех его участников. Здесь вся команда должна играть на двух форвардов, даже не помышляя о личном первенстве. Уже первые спектакли показали, что артисты, занятые в "Царстве", свое место четко знают и именно на этих местах выделяются. Как, например, Борис Годунов в исполнении Валерия Яременко, которого можно поздравить с безусловной победой. От этого яркого, праздничного артиста трудно было ожидать внутренней сдержанности и строгости, с какой он строит роль Годунова.




В финале первого акта есть удивительная сцена: видя, что Грозный умирает, Годунов, как пес, уже готов его загрызть и припасть к ногам другого хозяина. Он появляется из люка сцены, и каждое его движение, поворот головы, даже взгляд, брошенный в сторону самодержца, говорит о том, что это большой артист.



В целом спектакль доставляет эстетическое наслаждение и это заслуга всех артистов, участвующих в постановке. Но заинтересованный зритель всё-таки концентрирует свое внимание на блистательной игре звёзд Театра Моссовета, а это, в первую очередь, Александр Яцко, Виктор Сухоруков, Валерий Яременко и Екатерина Гусева.




В финале на поклонах благодарный зритель выразил артистам свою благодарность за доставленное удовольствие, как говорили в свое время, бурными аплодисментами, переходящими в овации, криками "Браво!" и букетами цветов.








А вообще следует сказать, что если зритель после просмотра спектакля не может до глубокой ночи заснуть под воздействием чрезвычайных эмоций и судорожно пытается найти в интернете ответы на интересующие его вопросы, имеющие непосредственное отношение и к пьесе, и к спектаклю, и исполнителям, можно смело сказать, что режиссер добился своей цели - не оставил равнодушным своего зрителя!!!

Избранные записи из этого журнала

  • Эмиль Лотяну

    6 ноября 1936 года в селе Секуряны на Черниговщине родился Эмиль Владимирович Лотяну - молдавский, советский и российский кинорежиссёр,…

  • Марине Хлебниковой - 50!

    6 ноября 1965 года в городе Долгопрудном, в семье радиофизиков родилась Марина Арнольдовна Хлебникова, росийская эстрадная певица,…

  • 200 лет - изобретателю саксофона!

    6 ноября 1814 года в небольшом бельгийском городке Динан родился Адольф Сакс - изобретатель саксофона. Его отец, Шарль Жозеф, был…

Слава Богу- Это Случилось!!!
Реальная Жизнь,Реальная Любовь,
Не Манекены,Живые Люди...
Хочется Особо Подчеркнуть Высказанный
Пиетет К Игре Главных Героев Зрителями
Этого Прорывного Спектакля,
Сочувственно-Эмоциональный Разговор
В Оценке Действующих Лиц,И,Конечно,
Работы Режиссёра,Настроившего Свою "Команду"
На Самую Высокую Пронзительную Ноту!..