teachron (teachron) wrote,
teachron
teachron

Categories:

"Царство отца и сына" в Театре Моссовета

4 ноября 2017 года "Театральный хронограф" в День Народного единства имел удовольствие посетить Театр Моссовета и с большим же удовольствием посмотрел спектакль "Царство отца и сына" в постановке Юрия Ерёмина.




События, изображаемые в спектакле, непосредственно предшествуют годам "Смутного времени", окончание которых и празднуют все россияне, начиная с 2005 года, отмечая День Народного единства.

Теперь непосредственно об увиденном.

"Царство отца и сына" - это авторская работа режиссера Юрия Ерёмина, создавшего из двух драматических пьес А. К. Толстого ("Смерть Иоанна Грозного" и "Царь Федор Иоаннович") одно единое и целостное драматическое пространство, в котором сталкиваются две исторические личности - отца и сына, а все герои общаются друг с другом в стихотворной форме.


Спектакль Юрия Ерёмина разительно отличается от других постановок пьес "царской" трилогии Алексея Константиновича Толстого  с успехом идущих в Малом театре Москвы и на подмостках других российских городов. Ерёмина не интересовала исторически точная реконструкция интерьеров царского дворца и костюмов давно ушедшей эпохи. Его спектакль предельно современен, временами даже подчеркнуто условен. "Царство отца и сына" - это размышление о сущности власти в России, о том, какой правитель нужен нашей стране - диктатор-самодержец или человек мягкий, способный услышать и понять других.




Особенно актуален это спектакль для нашего времени накануне Президентских выборов в марте следующего года. Сможет ли Россия сделать демократический выбор или опять окажется во власти очередной "семибоярщины" или "семибанкирщины"?




Для более контрастного восприятия зрителем происходящего на сцене постановщик использует буквально и "чёрное" и "белое". В прямом и переносном смысле. Без тяжеловесных нафталинных боярских прикидов (стильные костюмы Виктории Севрюковой). Первое действие - и все и всё в чёрном, второе - и все и всё в белом. И два царя - "чёрный" и "белый".




Черный царь

Первый акт - как в дворовой страшилке из детства: в одном черном-черном городе жил черный-черный человек… Было бы забавно, если бы это не было нашей историей, во многом определившей поведение властей по отношению к народу. А именно: преобладание черного с редкими цветными эпизодами, но постепенно переходящими в неизбежную темноту. Вот, кажется, была перестройка с упоительной надеждой на демократию, а все кончилось как всегда.





Чернота рождает пустоту: именно такое сценографическое решение самого режиссера стало решением художественным. На черной сцене черные стулья под боярскими задами, кресло под сухим задом костистого царя-душегуба. И холодный, убийственный свет по заднику, две створки которого опускаются и поднимаются, точно ножи гильотины. Нерв и энергию напряжения держит потрясающая музыка Матвея Костолевского.




И вот царь Иван Грозный. Его играет Александр Яцко. У него нет шаржированно-острого грима, к которому прибегали все его предшественники на сцене и на экране. И игра его также не имеет эмоциональных плюсов. Яцко удивительным образом играет черное нутро русского царя, имеющего самые разные оттенки и ноты.




Белый царь

Он входит в черное царство… Нет, вплывает совсем не царской, не державной поступью. Он ежится, передергивается, когда на него нахлобучивают царские одежды - таково первое явление Виктора Сухорукова в роли царя Федора. За его спиной невидимой шеренгой стоят Иван Москвин, Николай Хмелев (в фотографиях и театральных легендах) и Иннокентий Смоктуновский (тоже в фото и документальной съемке). Отвечать за несобственное прошлое придется. Сухоруков, этот престранный артист, с удивительной фактурой (невысок, плотен, розов и упруг как ребенок, к тому же с поющим голосом) - отвечает.





Вокруг него все бело, как в Рождество на открытках: одежды, царица Ирина, постель и кадушка, где она моет своего царя-ребенка. Прав был цензор из позапрошлого века, уверявший, что личность царя породит в публике самый неприличный смех. Его детской наивности, граничащей с юродством, смеются. Что это за самодержец, что правду от неправды отличить не может и готов добровольно сойти с престола.




И все-таки козырь Сухорукова в другом. Ему удается играть не белого (доброго, хорошего, прогрессивно-демократического) царя, а разницу между черным и белым, невидимую, неощутимую на цвет и запах разницу. Ту страшную пропасть, что отделяет добро от зла, глубину и коварство которого постичь невозможно. Ему даже не аплодируют, потому что боятся прервать ту нить, что связывает зал со сценой, и обозначается словом "магия". Браво!!!




"Царство отца и сына" - спектакль весьма опасный для всех его участников. Здесь вся команда должна играть на двух форвардов, даже не помышляя о личном первенстве. Уже первые спектакли показали, что артисты, занятые в "Царстве", свое место четко знают и именно на этих местах выделяются. Как, например, Борис Годунов в исполнении Валерия Яременко, которого можно поздравить с безусловной победой. От этого яркого, праздничного артиста трудно было ожидать внутренней сдержанности и строгости, с какой он строит роль Годунова.




В финале первого акта есть удивительная сцена: видя, что Грозный умирает, Годунов, как пес, уже готов его загрызть и припасть к ногам другого хозяина. Он появляется из люка сцены, и каждое его движение, поворот головы, даже взгляд, брошенный в сторону самодержца, говорит о том, что это большой артист.



В целом спектакль доставляет эстетическое наслаждение и это заслуга всех артистов, участвующих в постановке. Но заинтересованный зритель всё-таки концентрирует свое внимание на блистательной игре звёзд Театра Моссовета, а это, в первую очередь, Александр Яцко, Виктор Сухоруков, Валерий Яременко и Екатерина Гусева.




В финале на поклонах благодарный зритель выразил артистам свою благодарность за доставленное удовольствие, как говорили в свое время, бурными аплодисментами, переходящими в овации, криками "Браво!" и букетами цветов.








А вообще следует сказать, что если зритель после просмотра спектакля не может до глубокой ночи заснуть под воздействием чрезвычайных эмоций и судорожно пытается найти в интернете ответы на интересующие его вопросы, имеющие непосредственное отношение и к пьесе, и к спектаклю, и исполнителям, можно смело сказать, что режиссер добился своей цели - не оставил равнодушным своего зрителя!!!

Tags: Царство отца и сына
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Эмиль Лотяну

    6 ноября 1936 года в селе Секуряны на Черниговщине родился Эмиль Владимирович Лотяну - молдавский, советский и российский кинорежиссёр,…

  • Марине Хлебниковой - 50!

    6 ноября 1965 года в городе Долгопрудном, в семье радиофизиков родилась Марина Арнольдовна Хлебникова, росийская эстрадная певица,…

  • 200 лет - изобретателю саксофона!

    6 ноября 1814 года в небольшом бельгийском городке Динан родился Адольф Сакс - изобретатель саксофона. Его отец, Шарль Жозеф, был…

promo teachron february 21, 2014 11:52 1
Buy for 100 tokens
Больше страсти! - говорит режиссер оперному тенору. - Неужели вы никогда не любили? - Любил, - отвечает тенор. - Но никогда при этом не пел. От меня зависит, в каком свете будет представлена новая пьеса. - Вы режиссер? - Нет, осветитель. В опере: - Тебе не нравится? - шепотом спрашивает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments