"Операнищих" и Максим Аверин в Театре Сатиры

В Московском Театре Сатиры в сентябре и октябре 2017 года с большим успехом проходили премьерные спектакли петербургского режиссёра Андрея Прикотенко под названием "Операнищих". "Театральный хронограф" имел удовольствие посетить эту премьеру 25 октября с.г. и осмелился поделиться своими впечатлениями от этого просмотра.




В основе этой постановки - сатирическая балладная опера английского драматурга и композитора Джона Гея "Опера нищего", созданная в 1727 году как пародия на серьёзные оперы Генделя. Критики даже прозвали её анти-оперой. Популярность сочинения была огромной, в Англии даже выпустили колоду карт с героями оперы. Объясняется это тем, что Джон Гей использовал привычные слуху, хотя и талантливые, мелодии, а его персонажи - обычные люди. Осмеянию в опере подверглись политика, нищета населения, повсеместная коррупция.




По сюжету классической "Опера нищего" в начале действия Нищий представляет своё сочинение Актёру. События развиваются в Лондоне, в среде уголовников, мошенников и скупщиков краденого. Капитан Мэкхит, проходимец с джентльменскими манерами и сердцеед, обольщает Полли Пичем; её отец — торговец краденым и одновременно агент полиции — противится замужеству Полли, и она заключает с Мэкхитом тайный брак. Пичем выдаёт зятя полиции, которая, в свою очередь, не брезгует и услугами женщин лёгкого поведения: Мэкхит проводит время в обществе проституток и не замечает, как они завладевают его пистолетами, тем самым лишая клиента возможности оказать сопротивление полицейским. Его арестовывают и сажают в Ньюгейтскую тюрьму. Но Мэкхит состоит в связи с дочерью тюремщика — Люси, которая и помогает ему бежать.




Полиции, однако, удаётся с помощью Пичема вновь арестовать Мэкхита и отправить его за решётку. И Пичем, и тюремщик настаивают на казни капитана, Полли и Люси, забыв взаимную ревность, умоляют отцов пощадить их возлюбленного. Действие прерывает интермедия: Актёр убеждает Нищего пойти навстречу вкусам публики и заменить трагическую развязку счастливым концом. Нищий соглашается, не без иронии, и во время приготовления к казни, в последнюю минуту приходит помилование.




Андрей Прикотенко поставил свой вариант "Оперынищих" в новом формате и с оригинальными решениями. Произведение, написанное почти 300 лет назад, нисколько не устарело и в наши дни.




У Прикотенко действие перенесено в сегодняшнюю реальность, где присутствуют, как это не прискорбно,  бандитизм, проституция, коррупция и предательства во всех их разнообразиях. Спектакль не обходится без гамлетовского лейтмотива: герой хочет спастись в любви и выкарабкаться из ямы.




По словам режиссёра "ему хочется , чтобы постановка говорила о наших днях: тяжелых, суровых, а порой - страшных. Это достаточно жесткий спектакль, в котором звучит сильное трагическое высказывание на тему одиночества человека в современном мире. Андрей Пикотенко полностью переписал пьесу. Иван Кушнир написал музыку. Зрители должны понимать, что "Опера нищих" - не развлекательный спектакль. Он заставит сопереживать героям, возможно, будет чем-то возмущать, будоражить. Для Театра Сатиры - это необычная постановка."




Андрей Прикотенко: "Я, может быть, рискну сказать, что в этом театре еще не было такого звучания, такой остроты, современности и трагизма".





Как принято в настоящее время в современном спектакле обязательно должны использоваться мультимедийные средства.




В "Оперенищих" используется новый подход, который предполагает работу без оператора. Все камеры снимают общий план, а специальная программа, созданная видеохудожником Константином Щепановским, осуществляет возможность выбора фокуса видения персонажей в крупных планах, их соотношения друг с другом в неожиданных ракурсах на трехсекционный экран над игровой площадкой. Это по новому открывает для зрителя героев спектакля - в неуловимых обычным зрением оценках и подтекстах.



Все действия спектакля происходит без всяких декораций на театральной площадке размером 6 на 6 метров, однако замечательный актёрский коллектив своей игрой помогает зрителю представить и трущобы подмосковного Кучино и интерьер порностудии и застенки полицейского участка.




Конечно. всё внимание зрителя сконцетрировано на блистательной игре Максима Аверина, представляющего Максима Корнеева, бывшего уголовника и владельца порностудии, но который, как не банально это звучит, встретив свою чистую любовь, пытается порвать со своим прошлым. Но вряд ли легко это у него получится. Слишком многим надо пожертовать, чтобы начать жить заново.




В ходе всего спектакля главный герой исполняет серию музыкальных монологов, своего рода зонгов, в которых он выражает философский посыл пьесы, заключающийся в том, что рождение нового человека, как в физическом, так и духовном плане, что и происходит на сцене, невозможно без мучений.




Конечно Максим Аверин играет бесподобно, и, как говорят, на разрыв аорты. И это в отсутствие какой-либо театральной наигранности, или как говорят театралы актёр "не рвёт кулисы".




Следует добавить, что если Максим Аверин известен широкой публике, то малоизвестные актёры спектакля составили ему очень достойную кампанию.
А это и Юрий Воробьев и Александр Чевычелов.




Ах, как точно и как страшно Юрий Воробьев играет человека, у которого, кажется, вовсе нет души. Человек ли его герой, или просто машина по производству зла?
 


А игра Александра Чевычелова. Он представляет человека, который хорошо знает принцип "с волками жить - по-волчьи выть". И воет, а что делать? Только душа противится. Не приемлет она волчьих законов, человеческая душа. По-другому невозможно. А душа протестует. Как вот это все играет поразительный актер?




Не подвела актёрскую команду и народная артистка России Светлана Рябова, которая буквально несколькими штрихами абсолютно достоверно создать образ женщины, которая, однажды убив в себе человеческое, уже не в состоянии его возродить? Такая судьба встает. Понятная. Жуткая.




Противоречивые отзывы об "Опренищих" говорят о том, что спектакль не оставляет зрителя равнодушным, а это и есть главное в театре - заставить зрителя думать, сопереживать и делать выводы.









Что можно сказать после просмотра этого спектакля? Однозначно - это заметное явление в московской театральной жизни и однозначно рекомендуется к просмотру.

Метки:

Избранные записи из этого журнала

  • Первый спектакль в первом театральном здании в России

    27 октября 1672 года состоялся первый спектакль в Комедиальной хоромине – первом в России здании, выстроенном специально для театральных…

  • Сюжет для романа

    27 октября 1968 года в время гастролей известного скрипача Давида Ойстраха в Италии, была взломана и ограблена его московская квартира в доме # 14/16…

  • Стоит этот МХАТ

    27 октября 1938 года состоялся торжественный вечер во МХАТе в честь 40-летия театра. На нем присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов,…

"На Дне","Власть Тьмы","Операнищих",...
А Может-"Золотой Ключик","Щелкунчик",
"Лебединое Озеро" на Всё Эфирное Время;
Народ Устал От Чернухи!!!

Edited at 2017-10-27 12:37 (UTC)