teachron (teachron) wrote,
teachron
teachron

Category:

"Операнищих" и Максим Аверин в Театре Сатиры

В Московском Театре Сатиры в сентябре и октябре 2017 года с большим успехом проходили премьерные спектакли петербургского режиссёра Андрея Прикотенко под названием "Операнищих". "Театральный хронограф" имел удовольствие посетить эту премьеру 25 октября с.г. и осмелился поделиться своими впечатлениями от этого просмотра.




В основе этой постановки - сатирическая балладная опера английского драматурга и композитора Джона Гея "Опера нищего", созданная в 1727 году как пародия на серьёзные оперы Генделя. Критики даже прозвали её анти-оперой. Популярность сочинения была огромной, в Англии даже выпустили колоду карт с героями оперы. Объясняется это тем, что Джон Гей использовал привычные слуху, хотя и талантливые, мелодии, а его персонажи - обычные люди. Осмеянию в опере подверглись политика, нищета населения, повсеместная коррупция.




По сюжету классической "Опера нищего" в начале действия Нищий представляет своё сочинение Актёру. События развиваются в Лондоне, в среде уголовников, мошенников и скупщиков краденого. Капитан Мэкхит, проходимец с джентльменскими манерами и сердцеед, обольщает Полли Пичем; её отец — торговец краденым и одновременно агент полиции — противится замужеству Полли, и она заключает с Мэкхитом тайный брак. Пичем выдаёт зятя полиции, которая, в свою очередь, не брезгует и услугами женщин лёгкого поведения: Мэкхит проводит время в обществе проституток и не замечает, как они завладевают его пистолетами, тем самым лишая клиента возможности оказать сопротивление полицейским. Его арестовывают и сажают в Ньюгейтскую тюрьму. Но Мэкхит состоит в связи с дочерью тюремщика — Люси, которая и помогает ему бежать.




Полиции, однако, удаётся с помощью Пичема вновь арестовать Мэкхита и отправить его за решётку. И Пичем, и тюремщик настаивают на казни капитана, Полли и Люси, забыв взаимную ревность, умоляют отцов пощадить их возлюбленного. Действие прерывает интермедия: Актёр убеждает Нищего пойти навстречу вкусам публики и заменить трагическую развязку счастливым концом. Нищий соглашается, не без иронии, и во время приготовления к казни, в последнюю минуту приходит помилование.




Андрей Прикотенко поставил свой вариант "Оперынищих" в новом формате и с оригинальными решениями. Произведение, написанное почти 300 лет назад, нисколько не устарело и в наши дни.




У Прикотенко действие перенесено в сегодняшнюю реальность, где присутствуют, как это не прискорбно,  бандитизм, проституция, коррупция и предательства во всех их разнообразиях. Спектакль не обходится без гамлетовского лейтмотива: герой хочет спастись в любви и выкарабкаться из ямы.




По словам режиссёра "ему хочется , чтобы постановка говорила о наших днях: тяжелых, суровых, а порой - страшных. Это достаточно жесткий спектакль, в котором звучит сильное трагическое высказывание на тему одиночества человека в современном мире. Андрей Пикотенко полностью переписал пьесу. Иван Кушнир написал музыку. Зрители должны понимать, что "Опера нищих" - не развлекательный спектакль. Он заставит сопереживать героям, возможно, будет чем-то возмущать, будоражить. Для Театра Сатиры - это необычная постановка."




Андрей Прикотенко: "Я, может быть, рискну сказать, что в этом театре еще не было такого звучания, такой остроты, современности и трагизма".





Как принято в настоящее время в современном спектакле обязательно должны использоваться мультимедийные средства.




В "Оперенищих" используется новый подход, который предполагает работу без оператора. Все камеры снимают общий план, а специальная программа, созданная видеохудожником Константином Щепановским, осуществляет возможность выбора фокуса видения персонажей в крупных планах, их соотношения друг с другом в неожиданных ракурсах на трехсекционный экран над игровой площадкой. Это по новому открывает для зрителя героев спектакля - в неуловимых обычным зрением оценках и подтекстах.



Все действия спектакля происходит без всяких декораций на театральной площадке размером 6 на 6 метров, однако замечательный актёрский коллектив своей игрой помогает зрителю представить и трущобы подмосковного Кучино и интерьер порностудии и застенки полицейского участка.




Конечно. всё внимание зрителя сконцетрировано на блистательной игре Максима Аверина, представляющего Максима Корнеева, бывшего уголовника и владельца порностудии, но который, как не банально это звучит, встретив свою чистую любовь, пытается порвать со своим прошлым. Но вряд ли легко это у него получится. Слишком многим надо пожертовать, чтобы начать жить заново.




В ходе всего спектакля главный герой исполняет серию музыкальных монологов, своего рода зонгов, в которых он выражает философский посыл пьесы, заключающийся в том, что рождение нового человека, как в физическом, так и духовном плане, что и происходит на сцене, невозможно без мучений.




Конечно Максим Аверин играет бесподобно, и, как говорят, на разрыв аорты. И это в отсутствие какой-либо театральной наигранности, или как говорят театралы актёр "не рвёт кулисы".




Следует добавить, что если Максим Аверин известен широкой публике, то малоизвестные актёры спектакля составили ему очень достойную кампанию.
А это и Юрий Воробьев и Александр Чевычелов.




Ах, как точно и как страшно Юрий Воробьев играет человека, у которого, кажется, вовсе нет души. Человек ли его герой, или просто машина по производству зла?
 


А игра Александра Чевычелова. Он представляет человека, который хорошо знает принцип "с волками жить - по-волчьи выть". И воет, а что делать? Только душа противится. Не приемлет она волчьих законов, человеческая душа. По-другому невозможно. А душа протестует. Как вот это все играет поразительный актер?




Не подвела актёрскую команду и народная артистка России Светлана Рябова, которая буквально несколькими штрихами абсолютно достоверно создать образ женщины, которая, однажды убив в себе человеческое, уже не в состоянии его возродить? Такая судьба встает. Понятная. Жуткая.




Противоречивые отзывы об "Опренищих" говорят о том, что спектакль не оставляет зрителя равнодушным, а это и есть главное в театре - заставить зрителя думать, сопереживать и делать выводы.









Что можно сказать после просмотра этого спектакля? Однозначно - это заметное явление в московской театральной жизни и однозначно рекомендуется к просмотру.

Tags: Операнищих
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Первый спектакль в первом театральном здании в России

    27 октября 1672 года состоялся первый спектакль в Комедиальной хоромине – первом в России здании, выстроенном специально для театральных…

  • Сюжет для романа

    27 октября 1968 года в время гастролей известного скрипача Давида Ойстраха в Италии, была взломана и ограблена его московская квартира в доме # 14/16…

  • Стоит этот МХАТ

    27 октября 1938 года состоялся торжественный вечер во МХАТе в честь 40-летия театра. На нем присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов,…

promo teachron february 21, 2014 11:52 1
Buy for 100 tokens
Больше страсти! - говорит режиссер оперному тенору. - Неужели вы никогда не любили? - Любил, - отвечает тенор. - Но никогда при этом не пел. От меня зависит, в каком свете будет представлена новая пьеса. - Вы режиссер? - Нет, осветитель. В опере: - Тебе не нравится? - шепотом спрашивает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment