teachron (teachron) wrote,
teachron
teachron

Categories:

Весенний "Психоз" в Электротеатре

"Электротеатр. Станиславский" продолжает свою подвижническую деятельность по продвижению театрального искусства в массы.




В рамках премьерного показа на большой сцене театра взыскательному зрителю в течение трёх дней с 20 по 22 марта показывали спектакль режиссера Александра Зельдовича и арт-группы АЕЅ+F по пьесе британского драматурга Сары Кейн "4.48 Психоз".




Британский драматург Сара Кейн в определенном роде уникальный автор. Её без сомнения можно причислить к "проклятым поэтам" - авторам, сыгравшим свою главную роль не столько благодаря творчеству, сколько благодаря трагическим событиям жизни. Она написала пять пьес и сценарий к короткометражному фильму "Кожа". Несмотря на достаточно небольшой объем творческого наследия, на родине, в Англии, ее считают важнейшим драматургом современности, главным представителем "новой волны" британского театрального искусства.




Свою последнюю работу - пьесу "4.48 Психоз" она написала находясь в психиатрической больнице King's College Hospital. 20 февраля 1999 года ровно в 4 часа 48 минут она закончила свой земной путь, повесившись в ванной.




Режиссёр Александр Зельдович говорит о том, что при своей постановке он руководствовался определенными установками.




Во-первых,  текст пьесы "4.48 Психоз" не хаотичный поток сознания, а сюрреалистическая поэзия высокого уровня. "Фуга смерти" Целана - что-то похожее. Сейчас этот язык вернулся и он снова соответствует времени.




Во-вторых, у Сары Кейн, как у всех больших поэтов, в тексте сосуществуют разные художественные времена, в пьесе разными голосами "говорит" разный театр. Это как будто монолог Гамлета "Быть или не быть" расписан для женских голосов. Но автор, в отличие от Гамлета, уже приняла решение.

Время ищет себе для выражения оптимальный художественный язык. В "Психозе" нет действующих лиц, а есть просто голоса. Сегодняшний человек меняется, перестает быть цельным. Он не выражается, как раньше, одним голосом. Он уже реже рассказывается собственной судьбой - он часто лишен ее. Вместо одной "партии" он состоит из множества голосов, он "полифоничен" и может быть выражен суммой голосов, хором.




И в этом смысле эта пьеса точно рассказывает нынешнего человека - вот так он устроен. Эти голоса - его социальные и эксистенциональные роли.

Такими установками руководствовался режиссёр Александр Зельдович при реализации своих творческих замыслов на сцене "Электротеатр. Станиславский".




А вот что увидел простой зритель на этой сцене - напишем ниже. Причём следует отметить, что воприятие спектакля женщиной-зрителем в значительной степени отличается от восприятия зрителя-мужчины.

Итак, зритель видит на сцене огромное количество несвязанных друг с другом фрагментов, в которых сбивчивые мысли главной героини находят свое зрелищное воплощение в 19 ведущих артистках "Электротеатра" под видеоклипы группы AES+F.



Спуск в бледно-серый цилиндрический тоннель метро, в недра личности, в глубокую глотку безумия. Красно-золотые инсекты преследуют героиню, то обметывая скверной алой сыпью белый фон плоти, то вырастая в щеголеватых механических чудовищ, надевая рыцарский панцирь и вспухая ядерными грибами..




Все эти 24 фрагмента пьесы разнолики: типичное авторское чтение продвинутой поэтессы переходит в сеанс стриптиза, саркастические максимы Кейн становятся рокотом реплик в болтовне дам за кофе с пирожными, капельницы душат героиню,   мелкие демоны в лиловых форменных халатиках SPA-салона сладко спрашивают клиентку: "Зачем вы режете руки, милочка?" — и получают ответ: "Потому, что это круто!"… Крещендо. Финал. Суицид.



А вот и краткое изложение спектакля в картинках...с переводом текста пьесы Татьяны Осколковой...


Мне грустно,
Я чувствую, что будущее безнадежно и лучше не будет,
Мне скучно, все раздражает,
Я потерпела полный крах как личность.



Я потеряла интерес к людям,
Я не могу принимать решения,
Я не могу есть,
Я не могу спать,
Я не могу думать,
Я не могу преодалеть одиночество, страх, отвращение.

Я не могу преодолеть одиночество, страх, отвращение,
Я толстая,
Я не могу писать,
Я не могу любить.



Ты видел меня с худшей стороны.
- Да.
- Я о тебе ничего не знаю.
- Да.
- Но ты мне нравишься.


Я дошла до финала этой отвратительной и отчаянно скучной
истории о чувстве заключенном в чужое тело и отравленном плебейским духом
господствующей морали.
Я уже давно мертва.



Я должна держаться в одиночку,
Любовь моя, любовь моя, любовь моя, почему ты покинула меня?
Она – это ложе, на котором мне никогда не лежать,
потеряв ее, жизнь моя утратила смысл.


Умоляю спаси меня от пожираающего безумия которое гложет меня,
Неосознанно желаемая смерть,
Мысль которую я больше никогда не должна произность вслух,
Я думала, я должна навсегда замолчать,
Но теперь я вижу что есть кое-что, что чернее желанья,
Может быть оно спасет меня,
Может быть оно убьет меня,
Зловещий свист – это кричит мое отчаяние вокруг
Дьявольской чаши под потолком моего ума.



Боже мой, что у тебя с рукой?
- Я порезалась,
- Взрослые люди так не поступают, надо обратить на это внимание. Тебе стало
легче?
- Нет.
- Напряжение уменьшилось?
- Нет.
- Почему ты порезала руку?
- Потому что это, блядь, грандиозное ощущение. Потому что это, блядь,
изумительное чувство.




Я буду спать,
Я пришла к тебе с надеждой исцелиться.
Ты мой доктор, мой спаситель, мой главный судья, мой священник, мой бог, хирург моей души.
А я новообращенная тобой в нормальность.



- Нет на свете лекарства, способного наполнить жизнь смыслом.
- Но ты допускаещь это состояние отчаянной бессмысленности.
- Окей, давай это сделаем, давай сядем на лекарства, сделаем химическую
лоботомию, давай отключим высший уровень мозговой деятельности и, может
быть, тогда. блядь, мне мне будет хоть чуть-чуть удаваться жить.
- Давай.



Симптомы: не ест, не спит, не разговаривает, не стремиться к сексу, в отчаянии,
хочет умереть.
Диагноз: патологическая тоска.
100 таблеток аспирина и одна бутылка болгарского Каберне Совиньон 1986 г.
выпуска. Пациентка проснулась в луже рвоты и сказала: «Заснешь с собакой –
проснешься с блохами». Сильные боли в животе. Других реакций нет.



Когда меня посещает ясность,
Я нахожусь в здравом уме один час и двадцать минут.
Когда это кончится, я опять уйду,
разломаная кукла, нелепая дура.



Я пришла к тебе с надеждой исцелиться.
Ты мой доктор, мой спаситель, мой главный судья, мой священник, мой бог, хирург
моей души.
А я новообращенная тобой в нормальность.


Падает черный снег,
И в смерти ты держишь меня,
Не быть свободной,
У меня нет желания умирать.



Дитя отрицания,
Из одной камеры пыток в другую,
Омерзительная цепочка грехов без отпущения,
Каждый шаг на пути моего падения,
Отчаяние толкает меня на самоубийство.


Но всё-таки свадьба  лучше самоубийства...



Что можно сказать после просмотра спектакля? Однозначно - это заметное явление в московской театральной жизни и однозначно рекомендуется к просмотру.

добавить в друзья


Tags: Электротеатр Психоз
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • День работников рекламы в России

    День работника рекламы (День рекламщика) — профессиональный праздник всех составителей рекламы, рекламодателей, маркетологов и пиарщиков России. Этот…

  • Ференц Лист

    22 октября 1811 года родился Ференц Лист - прославленный композитор, выдающийся пианист, дирижер, педагог, публицист. Один из ярких представителей…

  • Никите "Бесогону" Михалкову - 75!

    21 октября 1945 года в Москве родился Никита "Бесогон" Михалков - знаменитый советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист и…

promo teachron february 21, 2014 11:52 1
Buy for 100 tokens
Больше страсти! - говорит режиссер оперному тенору. - Неужели вы никогда не любили? - Любил, - отвечает тенор. - Но никогда при этом не пел. От меня зависит, в каком свете будет представлена новая пьеса. - Вы режиссер? - Нет, осветитель. В опере: - Тебе не нравится? - шепотом спрашивает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment