![](https://ic.pics.livejournal.com/teachron/67407322/1444407/1444407_900.jpg)
Она одинаково успешно создавала вещи для императорского двора и платья в стиле новой рабоче-крестьянской моды, шила костюмы к фильмам Эйзенштейна и Александрова и "одевала" по эскизам Бакста знаменитые балеты "Русских сезонов" Дягилева в Париже. Ее работы и сейчас являются гордостью коллекций Эрмитажа и Исторического музея.
![](https://ic.pics.livejournal.com/teachron/67407322/1444631/1444631_900.jpg)
В 90-е годы ХІХ века за созданные придворные туалеты, поражавшие качеством кроя и богатством отделки, Ламанова получила высочайший "сертификат качества" того времени, а именно, звание поставщика двора Его Императорского Величества. Отныне ее клиентками стали императрицы Мария Фёдоровна и Александра Фёдоровна, а также известные аристократы, знаменитые актёры и художники.
Вечернее платье из желтого бархата и шифона, принадлежало императрице Александре Федоровне
![](https://ic.pics.livejournal.com/teachron/67407322/1444879/1444879_900.jpg)
Валентин Серов. Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой, 1905 (в платье от Надежды Ламановой)
![](https://ic.pics.livejournal.com/teachron/67407322/1445189/1445189_900.jpg)
Константин Сомов. Портрет хозяйки художественного салона Евфимии Носовой, 1911 (платье мастерской Н. Ламановой)
![](https://ic.pics.livejournal.com/teachron/67407322/1445418/1445418_900.jpg)
В октябре 1917 года Ламанова, единственная из поставщиков императорского двора, не покинула Россию. Но большевики были людьми несентиментальными и не постеснялись посадить 57-летнюю барыню в Бутырку, причем обвинения ей так и не предъявили. И только благодаря вмешательству Максима Горького (его жена была клиенткой Ламановой) после двух месяцев заключения ее освободили.
Пальто из коллекции Ламановой, созданной по мотивам костюмов народа севера, 1923. Модель - актриса Александра Хохлова
![](https://ic.pics.livejournal.com/teachron/67407322/1445964/1445964_900.jpg)
В 1925 году на Всемирной выставке в Париже модели Ламановой, выполненные в стиле "а-ля рюс" и украшенные вышивкой по эскизам Веры Мухиной, завоевали Гран-при. Эффект был ошеломляющий, за ним никто и не приметил, что бусы, дополнявшие платья, были сделаны из высохшего хлебного мякиша.
Лиля Брик и Эльза Триоле в платьях Надежды Ламановой, 1925
![](https://ic.pics.livejournal.com/teachron/67407322/1446271/1446271_900.jpg)
Даже в глубоко пенсионном возрасте вместе с художником Головиным она создавала шедевры театрального костюма для спектаклей МХАТа, а Станиславский называл ее "нашей драгоценной, незаменимой, гениальной, Шаляпиным в своем деле".
![](https://ic.pics.livejournal.com/teachron/67407322/1446441/1446441_900.jpg)
В 1941 году как раз вместе со МХАТом она должна была эвакуироваться, но опоздала на сборный пункт и пришла к уже закрытым дверям театра. Ламанову забыли - как Фирса из "Вишневого сада". Она села на лавочку у фонтана и умерла - остановилось сердце...
![](https://ic.pics.livejournal.com/teachron/67407322/1447187/1447187_900.jpg)
Близкой подруге, скульптору Вере Мухиной, незадолго перед смертью сказала:
- Я скоро умру.
- Как вы можете так говорить? Почему?
- У меня осталось всего только две капли "Коти"...
![](https://ic.pics.livejournal.com/teachron/67407322/1447133/1447133_900.jpg)
Journal information