Эмиль Лотяну

6 ноября 1936 года в селе Секуряны на Черниговщине родился Эмиль Владимирович Лотяну - молдавский, советский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт.




В 1953-1955 годах учился на актерском факультете школы-студии им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТ. В 1962 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Г.Рошаля и Ю.Геники, и начал работать на киностудии «Молдова-фильм», где дебютировал героико-революционной лентой «Ждите нас на рассвете» (1963).




В 1966 году Эмиль Лотяну поставил картину о молдавских чабанах «Красные поляны», ставшую исходной точкой его поэтико-романтической линии в режиссуре. С 1973 года Эмиль Лотяну перешел работать на «Мосфильм». В кинопоэме о народных музыкантах «Лаутары» (1972), отмеченной призом кинофестиваля в Сан-Себастьяне, творческая концепция режиссера получила особенно яркое выражение благодаря синтезу зрительных образов и музыки.




Музыкальность и поэтичность остались для Лотяну важнейшим элементом стиля и в его экранизациях М.Горького – картина «Табор уходит в небо» (1976), удостоенная главного приза кинофестиваля в Сан-Себастьяне, – и А.П. Чехова – «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).




В 1983 режиссер поставил фильм «Анна Павлова» – по биографии великой русской балерины Анны Павловой.




В конце 1980-х годов он вновь вернулся на «Молдова-фильм», работал на молдавском телевидении, где экранизировал поэму М.Эминеску «Лучафэрул». В 1987-1992 годах он был президентом Союза Кинематографистов Молдовы, а также преподавал на курсах для актеров театра в Кишиневском Институте Искусств.




Известен Лотяну и как автор нескольких сборников стихов - «Смятение» (1956), «Ритмы» (1965), «Двойная спираль» (1976) и других - и сборника рассказов и повестей.




Народный артист РСФСР, Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР - Эмиль Владимирович являлся обладателем различных кинематографических наград, его фильмы неоднократно отмечались призами крупнейших международных фестивалей.




Скончался Эмиль Владимирович Лотяну 18 апреля 2003 года в Москве, был похоронен на Ваганьковском кладбище столицы.





Личная жизнь

У Эмиля Лотяну было много различных романов, преимущественно с женщинами, которые намного младше его. Так, разница в возрасте у Лотяну и Светланы Тома — 12 лет, Галины Беляевой он был старше почти 25 лет, а его последняя любовь - Петра Фильчакова из Братиславы была младше Лотяну на 50 лет. Светлане Тома он дал путевку в большое кино. "Мне семнадцать лет, стою на остановке, еду поступать на юрфак. Ко мне подошел Эмиль, пригласил сниматься в кино. Родные отговаривали, но он обаял моих родителей. Так я снялась в фильме «Красные поляны». Потом был «Табор уходит в небо»... Конечно, на съемочной площадке он был диктатором, но наедине со мной это был только любимый человек", - рассказывала актриса.




Далее у него был роман а затем и брак с актрисой Галиной Беляевой, которая снялась у Лотяну в картинах «Мой ласковый и нежный зверь» и «Анна Павлова». "Он умел ухаживать! Врывался с огромными букетами самых разных и невообразимых цветов, присылал такие красивые телеграммы!.. Но, в конце концов, не сложилось у нас, мы развелись... Может, потому что была я не до конца мудрой, все-таки у нас разница в возрасте почти 25 лет", - вспоминала Галина Викторовна. В браке они прожили пять лет - с 1979 по 1984 годы. У них родился сын Эмиль Эмильевич Лотяну.




Последняя любовь режиссера - Петра Фильчакова. Эмиль Лотяну должен был снимать ее в своем последнем фильме «Яръ». Съемки начались в марте 2003-го, а в апреле Мастера не стало. "Он тоже подошел ко мне на улице, предложил сниматься. Спросил, слышала ли я о нем, о его фильмах. Позже я посмотрела «Табор...», удивительный фильм", - рассказывала Петра.


Последние записи в журнале

Диктатор и Максималист!
Следует учесть национальный колорит и темперамент народов,разбросанных по окраинам Российской Империи,вскормивших таких самородков,как Эмиль Лотяну, Юрий Ильенко,Сергей Параджанов и,конечно,Александр Довженко,который был зачинателем советского поэтико-эпического кинематографа и который пытался прокричать-простонать-провыть о боли и страданиях простого народа,пытался,но не мог пробить стену жёсткой сталинской цензуры,когда от творческой интеллигенции требовалось создавать яркие картины всенародного счастья,веселья на фоне трудовых побед!..

Edited at 2016-11-06 16:06 (UTC)