В юности получил от своего отца широкое, хотя и консервативное музыкальное образование. Уже в шесть лет написал свою первую музыкальную пьесу. С этих самых пор сочинение музыки стало делом всей его жизни.
В 1874 году Штраус впервые услышал оперы Рихарда Вагнера. Влияние музыки Вагнера на стиль Штрауса могло бы стать определяющим, но поначалу его отец запрещал ему изучать Вагнера – в доме Штраусов его музыка считалась музыкой низкого сорта.
В дальнейшем Рихард Штраус писал и говорил о том, что он глубоко сожалеет об этом обстоятельстве.
В 1882 году он поступил в Мюнхенский университет, где изучал философию и историю, но год спустя покинул его и отправился в Берлин. Там Рихард довольно быстро получил пост ассистента дирижёра при Гансе фон Бюлове, заменив его в Мюнхене, когда тот вышел в отставку в 1885 году. В этот период его произведения были весьма консервативными.
Стиль Штрауса заметно меняется, когда он встречает Александра Риттера. Риттер – известный скрипач и композитор, приходился мужем одной из племянниц Рихарда Вагнера. Именно Риттер убедил Штрауса отказаться от своего консервативного юношеского стиля и приступить к сочинению симфонических поэм. Благодаря увлечению симфоническими поэмами появилась первая из них, показавшая зрелое мастерство, - «Дон Жуан».
Среди других его симфонических поэм: «Из Италии» (1886), «Смерть и просветление» (1889), «Макбет» (1890), «Так говорил Заратустра» (1896), «Дон Кихот» (1898), «Домашняя симфония» (1904), «Альпийская симфония» (1915) и другие.
Из оркестровых сочинений Штрауса известны: сюита «Мещанин во дворянстве» (1917) и «Метаморфозы» (1943). Сочинял композитор и камерную музыку, и сольные сочинения, и оперные. Кстати, к опере Штраус обратился еще в конце 19 века. Хотя ряд его опер («Гунтрам», 1894, «Погасшие огни», 1901, «Саломея», 1905) были встречены неоднозначно публикой, но принесли известность композитору и доход, что позволило ему построить свой дом в Гармиш-Партенкирхене.
Другие произведения композитора в этом жанре: «Кавалер розы» (1910), «Ариадна на Наксосе» (1912), «Женщина без тени» (1918), «Интермеццо» (1923), «Елена Египетская» (1927), «Арабелла» (1932), «День мира» (1936), «Дафна» (1937), «Любовь Данаи» (1940) и другие, которые получают большой успех у публики, и до 1940 года Штраус сочинял оперы с завидной регулярностью.
С приходом к власти в Германии Нацистской партии композитор продолжал работать и сочинять, жил в Берлине. Позднее его обвинят в связях и сотрудничестве с нацистами и привлекут к суду, но затем оправдают.
Рихард Штраус скончался 8 сентября 1949 года в Гармиш-Партенкирхене (Германия) в возрасте 85 лет.
Journal information