Иван Крамской
8 июня 1837 года в Воронежской губернии родился Иван Николаевич Крамской, выдающийся художник второй половины XIX века, идеолог целого поколения художников-реалистов.

Учился в Острогожском училище, где окончил курс с похвальными листами по всем предметам 12 лет от роду. В тот же год лишился отца. Подрабатывал писарем в местной думе. Пятнадцати лет от роду поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года. А когда минуло шестнадцать, представился случай вырваться из Острогожска с харьковским фотографом, снимавшим войсковые учения.

С этим фотографом и объехал в течение трех лет половину России в качестве ретушера и акварелиста.

В 1857 году Крамской появился в Петербурге и, не имея никакого систематического художественного образования, дерзнул подать документы в Академию художеств. Успешно сдал экзамены и оказался студентом Академии.

Крамской — художник жанровой, исторической и портретной живописи, вдохновитель и организатор «передвижников».

Одна из известнейших работ Крамского, по признанию самого художника, итог его многолетних исканий - картина «Христос в пустыне», впервые представленная на выставке Товарищества передвижников в 1872 году. «На вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой? - я позволял себе дерзко отвечать: «Но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», - писал Крамской.

Знаменитая картина «Неизвестная» (1883) - портрет молодой женщины, проезжающей в открытом экипаже по Аничковому мосту - до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о ее личности. По одной из версий, прототипом послужила так называемая «кокотка». На это указывает одиночество женщины в пролетке (в то время дамы без спутников не передвигались), а также свободное место рядом, негласно приглашающее стать ее спутником.

Он создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (Лев Толстой, 1873; Иван Шишкин, 1873; Павел Третьяков, 1876; Салтыков-Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской галерее). В них выразительная простота композиции и ясность фигуры подчеркивают ведущую часть глубокой психологической характеристики.

Иван Николаевич ушел из жизни за работой. В последний свой день, (24 марта) 5 апреля 1887 года, Крамской несколько часов подряд писал портрет доктора К.Раухфуса. Вдруг побледнел и бездыханный рухнул на мольберт.



Учился в Острогожском училище, где окончил курс с похвальными листами по всем предметам 12 лет от роду. В тот же год лишился отца. Подрабатывал писарем в местной думе. Пятнадцати лет от роду поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года. А когда минуло шестнадцать, представился случай вырваться из Острогожска с харьковским фотографом, снимавшим войсковые учения.

С этим фотографом и объехал в течение трех лет половину России в качестве ретушера и акварелиста.

В 1857 году Крамской появился в Петербурге и, не имея никакого систематического художественного образования, дерзнул подать документы в Академию художеств. Успешно сдал экзамены и оказался студентом Академии.

Крамской — художник жанровой, исторической и портретной живописи, вдохновитель и организатор «передвижников».

Одна из известнейших работ Крамского, по признанию самого художника, итог его многолетних исканий - картина «Христос в пустыне», впервые представленная на выставке Товарищества передвижников в 1872 году. «На вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой? - я позволял себе дерзко отвечать: «Но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», - писал Крамской.

Знаменитая картина «Неизвестная» (1883) - портрет молодой женщины, проезжающей в открытом экипаже по Аничковому мосту - до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о ее личности. По одной из версий, прототипом послужила так называемая «кокотка». На это указывает одиночество женщины в пролетке (в то время дамы без спутников не передвигались), а также свободное место рядом, негласно приглашающее стать ее спутником.

Он создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (Лев Толстой, 1873; Иван Шишкин, 1873; Павел Третьяков, 1876; Салтыков-Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской галерее). В них выразительная простота композиции и ясность фигуры подчеркивают ведущую часть глубокой психологической характеристики.

Иван Николаевич ушел из жизни за работой. В последний свой день, (24 марта) 5 апреля 1887 года, Крамской несколько часов подряд писал портрет доктора К.Раухфуса. Вдруг побледнел и бездыханный рухнул на мольберт.

