teachron (teachron) wrote,
teachron
teachron

Categories:

Алексей Бахрушин

31 января 1865 года родился знаменитый русский меценат и покровитель искусств Алексей Бахрушин.

ALEXEY_BAKHRUSHIN


Алексей Александрович выделял средства и на создание отечественного воздушного флота, и на различные медицинские эксперименты, но главное дело его жизни – коллекционирование предметов и атрибутов, связанных с театром и его историей. За свою благотворительную деятельность и помощь государству он получил чин действительного статского советника и звание почетного гражданина Москвы.

Литературно-театральный музей Императорской Академии наук - под таким названием в 1894 году в Замоскворечье был открыт музей, который сегодня мы именуем Бахрушинским, по имени его создателя. Этот музей существует и поныне и по объемам фондов считается крупнейшим в мире.

Музей


А начиналось все так. Однажды в компании молодежи двоюродный брат Алексея Бахрушина Куприянов стал хвастать собранными им разного рода театральными реликвиями – афишами, фотографиями, случайными сувенирами, купленными у антикваров, и т.д. На Бахрушина однако все эти разномастные приобретения впечатления не произвели. Чтобы собрание имело ценность, сказал он, надо не только скупать вещи у продавцов, а выискивать их обязательно самому, при условии личного глубокого интереса к предмету. Иначе это будет пустое занятие.

Куприянов вспылил, принялся расхваливать свои «сокровища», Бахрушин тоже раскипятился. Слово за слово...
– Да я и за месяц больше твоего соберу! - объявил Алексей Александрович. Оскорбленный кузен предложил пари. Оно было заключено при многочисленных свидетелях и в положенный срок выиграно. Так слепой случай (а может быть, само провидение?) натолкнул юного Бахрушина на главное дело всей его жизни.

Опыт коллекционирования к тому времени у него был совсем небольшой. Пробовал собирать японские вещи, потом всё, что имело отношение к Наполеону. Но это была лишь дань моде, преходящая, случайная. Теперь же было затронуто самолюбие, не хотелось оказаться побежденным в споре. Бахрушин ринулся к букинистам, антикварам, каждое воскресенье ездил на Сухаревку. Там его ждали удивительные находки…

Му


С годами коллекционирование превратилось в страсть – Алексей Александрович думал только о своем собрании, только о нем мог говорить. Знакомые удивлялись, посмеивались над его чудачеством, пожимали плечами – ну кто мог тогда вообразить, что «театральная чепуха», усердно собираемая Бахрушиным, станет ценнейшим подспорьем для изучения истории отечественного и зарубежного театра?

imgB (1)


Кто мог, например, предположить, что пристрастие Бахрушина к балетным туфелькам (сколько по этому поводу отпускалось острот!) даст в будущем возможность наглядно проследить, как развивалась техника балета. Тонкие туфельки Фанни Эльслер и Марии Тальони плотно облегали ножку балерины в начале XIX века и делали ее танец подлинно воздушным. Потом в туфельке появился пробочный носок – он помогал балеринам проделывать сложнейшие танцевальные движения. Начало XX века принесло удивительное новшество – стальной носок, позволивший довести технику балета до предельного совершенства.

imgB


Коллекция росла и росла. Дом разбухал от вещей, книг, бумаг. В 1913 году отец отдал в распоряжение Алексея Александровича бывший королёвский особняк, но и тот вскоре был доверху забит реликвиями. Бахрушин постоянно перебирал, раскладывал свои сокровища, сортировал их по отделам: театральный, музыкальных инструментов, композиторов, литературный, этнографический и т.д.

«Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание мое достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счел себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа», – эти слова Бахрушин произнес в памятный для него день - 25 ноября 1913 года, когда его коллекция была передана Российской Академии наук.

После революции Алексей Александрович не покинул родину. Он и представить себе не мог разлуки со своим созданием, делом всей своей жизни. Большевики сохранили Театральный музей, и с 1918 года он стал носить имя Бахрушина, своего основателя и заведующего. Таким образом Бахрушин стал одним из очень немногих московских меценатов, чья деятельность – в том же, что и до революции, качестве – продолжалась и при Советской власти. Пожизненный директор – на этом посту он оставался до последнего часа, а скончался Алексей Александрович в 1919 году.

_DSC2312-18-19



добавить в друзья
Tags: Бахрушин
Subscribe
promo teachron february 21, 2014 11:52 1
Buy for 100 tokens
Больше страсти! - говорит режиссер оперному тенору. - Неужели вы никогда не любили? - Любил, - отвечает тенор. - Но никогда при этом не пел. От меня зависит, в каком свете будет представлена новая пьеса. - Вы режиссер? - Нет, осветитель. В опере: - Тебе не нравится? - шепотом спрашивает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment