Вере Комиссаржевской - 150 лет!

8 ноября (27 октября по старому стилю) 1864 года в Петербурге родилась Вера Комиссаржевская, великая русская драматическая актриса, голос которой современники называли "скрипкой Страдивари". После ухода из Александринки Вера Федоровна основала свой собственный театр. Она была очень живым и нетерпеливым человеком, а любвеобильность примадонны стала легендой (молва приписывает ей больше двух тысяч любовников).

Комиссаржевская


Вера Федоровна Комиссаржевская была старшей дочерью оперного певца Мариинского театра Федора Комиссаржевского и Марии Шульгиной, дочери командира Преображенского полка. Училась в частной гимназии Оболенской, Коломенской и Петербургской гимназиях, была пансионеркой Ивановского училища и Виленского института благородных девиц.

Вера


Из-за тяжелой финансовой ситуации, случившейся по причине развода родителей, вышла замуж за художника графа Владимира Муравьева. Из-за неудавшегося брака Вера пыталась отравиться и провела месяц в психиатрической больнице с диагнозом "острое помешательство". В конце 1880-х годов она брала уроки у артиста Александринского театра и педагога Владимира Давыдова, которому была очевидна самобытность ученицы, заложенная в природе ее дарования.

В сезоне 1888/1889 Комиссаржевская дебютировала на любительской сцене в Петербурге. С 1890 по 1891 год выступала в Москве в спектаклях Общества искусства и литературы, одним из организаторов которого был ее отец. В программном спектакле "Плоды просвещения" Льва Толстого под псевдонимом Комина сыграла роль Бетси. В начале 1890-х годов Комиссаржевская работала в труппе Николая Синельникова в Новочеркасске, Константина Незлобина в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). С успехом играла в комедиях и водевилях. Драматический талант актрисы проявился в пьесах Германа Зудермана "Бой бабочек", Александра Островского "Бесприданница". Летом 1894 года ее выступления в пригородах Петербурга привлекли внимание столичных театральных кругов, Комиссаржевская была приглашена на казенную сцену.

1e748fa5537e


В 1896-1902 годах играла в петербургском Александринском театре. Ее творчество отличалось лирической откровенностью, душевной исповедальностью, утонченным музыкально-поэтическим строем. Актриса играла многие ставшие знаменитыми роли: Ларису и Варю в "Бесприданнице" и "Дикарке" Александра Островского, Нину Заречную в "Чайке" Антона Чехова, Наташу в "Волшебной сказке" Игнатия Потапенко, Марикку в "Огнях Ивановой ночи" Генриха Зудермана.

Актриса выступала в классических произведениях, исполняя роли Софьи в "Горе от ума" Александра Грибоедова, Маргариты в "Фаусте" Иоганна Гете, Дездемоны в "Отелло" Уильяма Шекспира. В 1902-1904 годах
Комиссаржевская провела двухгодичное турне по России, целью которого стал сбор средств для собственного театра. Осенью 1904 года она открыла новый Драматический театр в помещении петербургского Пассажа. Центральное место в репертуаре заняли спектакли "Дядя Ваня" Чехова, "Дачники" и "Дети солнца" Максима Горького, "Кукольный дом " и "Строитель Сольнес" Генрика Ибсена.

12_306


В начале сезона 1906/1907 одновременно с переездом в новое помещение на Офицерской улице (ныне улица Декабристов) в театр был приглашен в качестве режиссера Всеволод Мейерхольд. Эксперименты в области символистского театра, осуществленные им в постановках "Гедда Габлер" Ибсена, "Сестра Беатриса" Мориса Метерлинка, "Жизнь человека" Леонида Андреева, поначалу увлекли актрису, но через год наступило разочарование, приведшее к конфликту и разрыву. В 1907-1909 в театре режиссировали брат актрисы Федор Комиссаржевский, Николай Евреинов, Аркадий Зонов.

На память


Весной 1908 года Комиссаржевская совершила гастрольную поездку в Америку. Несмотря на успех, ее не покидали сомнения, неудовлетворенность, доходящая до отчаяния. Запрещение "Саломеи" Оскара Уайльда в переводе-переделке Натальи Бутковской под названием "Царевна" подорвало бюджет театра. В феврале 1909 года актриса, в последний раз выступив перед петербургской публикой в спектакле "Кукольный дом" Ибсена, отправилась с театром в длительное турне по России.

Vera_Portrait_43

Осенью 1909 года в письме из Ташкента, обращенном к труппе, объявила о своем уходе из театра. 23 февраля (10 февраля по старому стилю) 1910 года Вера Комиссаржевская скончалась в Ташкенте (ныне Узбекистан) от черной оспы. Ее похороны в Александро-Невской лавре в Петербурге превратились в грандиозное шествие тысяч людей, провожавших актрису в последний путь. В 1915 году на ее могиле на Никольском кладбище Александро-Невской лавры был открыт памятник работы скульптора Марии Диллон, обладающий, по мнению современников, удивительным сходством с актрисой.

Komissarzhevskaya_grave


В 1936 году прах и памятник были перенесены в Некрополь мастеров искусств. В 1959 году имя актрисы было присвоено Ленинградскому драматическому театру (ныне Санкт-Петербургский академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской), в здании которого в 1904-1906 годах располагался театр Веры Комиссаржевской.

В 2011 году имя Веры Комиссаржевской было присвоено Уссурийскому драматическому театру, на подмостках которого в 1909 году выступала актриса. Судьбе Комиссаржевской посвящен художественный фильм Виктора Соколова "Я — актриса" (1980). Сводный брат актрисы Федор Комиссаржевский (1882-1954) был режиссером, педагогом, теоретиком театра. С 1919 года жил в Великобритании, осуществляя постановки русских драматургов, с 1939 года — в США.




добавить в друзья