Бульдозерная выставка

Ровно 40 лет назад состоялась так называемая "Бульдозерная выставка".

Буль


15 сентября 1974 года в Москве на пустыре, прилегающим к лесопарку Беляево на пересечении Профсоюзной улицы и улицы Островитянова, живописцами, скульпторами и графиками, находившимися в оппозиции к искусству соцреализма была организована выставка своих живописных работ.

Инициаторами показа выступили О. Рабин, В. Воробьев, В. Комар, А. Меламид, Б. Штейнберг, Н. Эльская. По данным разных участников выставки на месте к ним присоединилась еще одна группа живописцев, которые пришли поддержать своих товарищей. Кто-то из них пришел не с пустыми руками: Л. Бажанов, С. Болдырев С. Бордачев, Р. Заневская, А. Тяпушкин, О. Трипольский, М. Федоров-Рошаль, Т. Левицкая, М. Одноралов, А. Жданов, В. Тупицын и некоторые другие, чьи имена и численность установить не представляется возможным. В настоящее время о своем участии в этой выставке заявляет значительное количество художников.

I-45-ISKUS-rabin-f17_640

Выставка была разбита на месте, принадлежащем лесопарку Беляево.
Присутствующие включали примерно 20 художников и группу наблюдателей, которая состояла из родственников и друзей художников, а также журналистов Западных информационных агентств. Картины были развешены на импровизированных стойках, изготовленных из деревянного мусора.
Однако несмотря на небольшой размах события, оно весьма серьёзно было воспринято властями. Примерно через полчаса после начала выставки к месту её проведения была направлена группа, включающая три бульдозера, водомёты, самосвалы и около сотни милиционеров в штатском, которые стали теснить художников и собравшихся зрителей; часть картин была конфискована. Формально всё выглядело, как гневная спонтанная реакция группы работников по благоустройству и развитию лесопарка. Однако никогда не отрицалось, что наряд на работу они получили от КГБ.

Нападавшие ломали картины, избивали и арестовывали художников, зрителей и иностранных журналистов. Очевидцы вспоминают, как Оскар Рабин был фактически протащен через всю выставку, повиснув на ноже ковша бульдозера. Художников увозили в участок, где заявляли: "Стрелять вас надо! Только патронов жалко…".

После этого события, вызвавшего громкий резонанс в зарубежной прессе, советские власти вынуждены были уступить и официально разрешили проведение подобной выставки на открытом воздухе в Измайлово двумя неделями позже, 29 сентября1974 года. Новая выставка представляла работы уже не 20, а более чем 40 художников, длилась 4 часа и привлекла по разным данным около полутора тысяч человек. Участник выставки — известный график Борис Жутовский — отмечал, что качество картин на вернисаже в Измайлово было несравнимо ниже, чем на первой разгромленной выставке в Беляево, из-за того, что там были выставлены только лучшие работы, многие из которых были уничтожены.

Впоследствии, преимущественно в зарубежных СМИ, четыре часа в Измайлово часто вспоминали как "полдня свободы". Выставка в Измайлово в свою очередь дала дорогу для других выставок нонконформистов, которые имели важное значение в истории русского современного искусства.




добавить в друзья
eqilibrium86@gmail.com
Сорок лет для истории страны,измученной войнами,революциями всего лишь мгновенье...
Эти субъекты,участвующие в той акции,застёгнутые на все пуговицы,откормленные,со стальными мышцами,обученные профессионально избивать людей,никуда не делись,подросли их дети,мальчики,готовые повторить "подвиги"отцов,не сознавая того,по своей воле или по приказу защищают не Родину,а капризы параноиков,напуганных тем,что выходит за рамки дозволенного!