Театр "Ромэн"

24 января 1931 года открылся первый и единственный в мире цыганский театр «Ромэн». Известность его давно вышла за пределы Москвы, и самобытному искусству талантливого коллектива рукоплещут зрители России, ближнего и дальнего зарубежья. Он все так же любим и востребован, как в те далёкие годы, когда его история только начиналась.




С конца 17-го – начала 18-го века, когда цыгане поселились в России, русскую литературу, музыку и поэзию невозможно представить без цыган и цыганской песни. Наиболее ёмко место цыганской песни определил великий Толстой: «Цыганская музыка была у нас в России единственным переходом от музыки народной к музыке учёной».




24 января 1931 года состоялось торжественное открытие студии, а уже через месяц она показала свою первую работу – представление в двух частях. Первая – обозрение «Атася и ададывэс» («Вчера и сегодня») Э. Шолоха, перевод на цыганский язык М. Бузлюдского, вторая – инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ». Режиссёром-постановщиком первой работы студии был М. Гольдблат, композитором – С. Бугачевский, который заложил основу музыкальной культуры будущего театра «Ромэн». Именно он создал и в течение 37-ми лет руководил музыкальной частью театра, написал музыку более чем к 30 спектаклям.




Студия очень скоро стала полноценным театром. Первые спектакли по оригинальным пьесам цыганских драматургов шли на цыганском языке. Но после того как в 1937 году «Ромэн» возглавил актёр МХАТа М. Яншин, который существенно пополнил репертуар театра произведениями русской и зарубежной классики, спектакли стали играть на русском языке, что значительно расширило зрительскую аудиторию театра.




Большой знаток и ценитель цыганского искусства, таборной песни М. Яншин стремился сделать «Ромэн» театром «серьёзного содержания, соединить фольклор с большой драматургией». С этой целью он привел за собой мхатовских режиссёров Б. Вершилова, П. Лесли, В. Сахновского, которые помогали цыганским актёрам добиваться необходимого синтеза глубокого содержания, песни и танца. Эти принципы, осуществленные М. Яншиным в его постановках спектаклей «Цыгане» по А. Пушкину, «Макар Чудра» по М. Горькому, «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница» по пьесам Г. Лорки, на долгие годы становятся основой художественного развития театра. А «Кровавая свадьба» до сих пор является одной из вершин художественной истории «Ромэн».




В трудном послевоенном 1951 году молва о существовании цыганского театра привела на его порог юного Николая Сличенко. Впитывая в себя с детства загадочный артистизм цыганского народа, он развил и многократно умножил его в прославленной труппе уникального цыганского театра, где более чем за 60 лет творческой деятельности прошёл все стадии гражданского и творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссёра и художественного руководителя театра.




Гениальный певец, блистательный актёр, талантливый режиссёр, более 35 лет он уверенно ведёт свой театральный корабль к успеху, развивая традиции цыганского искусства и художественные принципы своих предшественников.




Сегодня театр «Ромэн» для цыган всего мира стал подлинным центром цыганской национальной культуры. Театру уже более 80 лет, но он по-прежнему молод, продолжает творить, осваивать новые высоты, каждой своей работой доказывая, что славному и сильному духом коллективу многое по плечу.

Избранные записи из этого журнала

  • Николай Сличенко

    27 декабря 1934 года на Белгородчине, в большой цыганской семье, родился Николай Алексеевич Сличенко, всенародно любимый певец, народный артист…