Владимир Иванович Немирович-Данченко

23 декабря (по новому стилю) 1858 года в Озургеты (Грузия), в русско-грузинско-армянской семье, родился Владимир Иванович Немирович-Данченко, русский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель; один из основателей Московского Художественного театра.



С детства он мечтал о сцене, а в 19 лет начал успешно выступать в любительском театре. Однако продолжать актерскую карьеру не стал. Он покинул сцену для того, чтобы вернуться в зал критиком и постановщиком, ибо уже в юности обладал собственным представлением о театре и театральной жизни.




В 1870-х он начал выступать в качестве театрального критика. Владимир Иванович знал и понимал современное ему театральное искусство, и это привело его к мысли о необходимости коренной реформы театра. Он не мог мириться с существующим разрывом между запросами жизни и театром, несмотря на наличие в нем актеров огромного таланта и мастерства. Он предложил Станиславскому, уже известному режиссеру, объединить усилия для создания новой программы театрального творчества. Так родился Художественный театр, и сюда теперь направилась его воля зрелого художника.




Художественный театр был его мечтой, жизненной миссией, призванием. Здесь, в кругу Станиславского, Чехова, Горького, других передовых художников и писателей, он впервые получил реальную возможность осуществления своих идеалов. Он заложил в этом театре крепчайшие основы, а под крылом театра выросла и творчески реализовалась целая плеяда великолепных актеров.




Основная черта дарования Немировича-Данченко – умение охватить театр в целом. Он не воспринимал театр вне связи с обществом, для него не существовало мелких деталей в театральной жизни. Именно ему принадлежит известный афоризм: «Театр начинается с вешалки».




Язык образов, на котором Немирович-Данченко общался с актерами, был необычайно богат и полон ярких сравнений, направленных на пробуждение в актере необходимых ассоциаций. Этот язык расширял и углублял актерское знание жизни, позволяя находить яркие и простые сценические приемы, которые позволяли передать саму жизнь. Он не учил актеров и ни к чему их не принуждал. Его актеры на сцене просто жили – жили сильно, ярко и красиво.




25 апреля 1943 года, на 85-м году жизни, Владимир Иванович Немирович-Данченко скончался в Москве от сердечного приступа. Многие из его планов и замыслов так и остались нереализованными.

Избранные записи из этого журнала

  • Станиславский

    7 августа 1938 года ушел из жизни Константин Станиславский. Великий реформатор сцены, выдающийся режиссер, педагог и актер. Один из основателей…

  • Система Станиславского

    Станиславский не любил, когда артисты над ним шутили. Поэтому шутил над артистами первым. Но артисты шуток не понимали, а Станиславский жалел свои…

  • Стоит этот МХАТ

    27 октября 1938 года состоялся торжественный вечер во МХАТе в честь 40-летия театра. На нем присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов,…

Всегда в поиске свежих идей!
Прорывы случаются,когда политика с философией и мотор всего-экономика,
начинают топтаться на месте,то на выручку приходят люди Искусства со свежими,
иногда безумно смелыми идеями!..