Премьера "Перед заходом солнца"

В течение трех дней, 16, 17 и 18 декабря, на сцене "Электротеатр. Станиславский" представляли премьеру открытого спектакля по мотивам одноименной пьесы Герхарта Гауптмана "Перед заходом солнца".




Любая удачная театральная постановка заставляет зрителя задуматься над насущными проблемами нашего существования на этой бренной земле.




Вот и спектакль "Перед заходом солнца", поставленный Владимиром Космачевским, учеником Петра Фоменко, выполняет эту функцию.




Герхарт Гауптман написал эту пьесу в качестве своеобразного подарка к своему 70-летнему юбилею в 1932 году.




Гауптман, лауреат Нобелевской премии, один из плеяды европейских натуралистов, на рубеже ХІХ-ХХ веков реформировавших театр. 0дновременно с Генриком Ибсеном, Августом Стриндбергом, Францем Ведекиндом и Антоном Чеховым Гауптман начинает эру режиссерского театра.

Самые известные пьесы драматурга: "Одинокие" (1890), "Ткачи", "Ганнеле" (1892), "Потонувший колокол" (1896), "Шлюк и Яу" (1900), "Михаэль Крамер" (1901), "Перед заходом солнца" (1932) оказали огромное влияние на русский театр - их ставили Константин Станиславский и Всеволод Мейерхольд, чувствуя за детальным отражением реальности талант драматурга к символистскому прозрению будущего.




По всем внешним признакам "Перед заходом солнца" - семейная драма, форму которой уже не раз использовал Гауптман ("Праздник примирения", "Одинокие", "Михаэль Крамер"). Эти пьесы рисовали разложение буржуазной семьи, но обе враждующие стороны оставались в рамках буржуазного общества, и часто оппозиционность его центральных героев оказывалась мнимой и непоследовательной. Иное мы видим в трагедии Маттиаса Клаузена, главного героя пьесы "Перед заходом солнца". Здесь семейный конфликт поднят до социальной трагедии и во внутрисемейных столкновениях нашли отражение реальные общественные противоречия социальной действительности Германии накануне фашистского переворота.




Режиссер-постановщик Владимир Космачевский:
"За 30 лет прошедших с начала ХХ века, Гауптман успел понять, что принесет нам этот век, и дать ему полную оценку. Он ничего не предвидел. Он все именно увидел: как на фоне великих потрясений значение человеческой личности превращается в "ноль", как достоинство и свобода человека, его уникальность и неповторимость гибнут в газовых атаках. Единственная безусловная свобода, которая дана человеку, - это свобода распоряжаться своей судьбой. Главный герой отменяет собственную биографию. Все прожитое - ХЛАМ! "Я сделаю из своей жизни TABULA RASA!" - восклицает он."




"Перед заходом солнца" - драма одного героя, монодрама. С задачей изобразить всю богатую палитру чувств, которую испытывает Маттиас Клаузен, прекрасно справился Владимир Коренев, служащий на сцене Московского драматического театра имени К.С. Станиславского (нынешний "Электротеатр. Станиславский") более 50 лет. Его Клаузен готов расстаться с прежними устоями своей благоустроенной жизни в обмен на обретение новой чувственной жизни. И возраст для него совсем не является серьезной помехой. Но переписать жизнь набело, пережить чувство первой и последней любви ему не позволяют его же дети! На него рассчитывают на него претендуют; его контролируют.




В семье человек раскрывается наиболее полно. В отношениях с близкими проявляются самые тонкие, интимные черты личности. Или, наоборот, близкие становятся врагами, а далекие - родными. Но автор не останавливается на этом. Он множит семейную драму на социальную. То, что происходит внутри их маленького мира, происходит и вокруг Окружение Маттиаса Клаузена не лишено разума, логики поведения и, возможно, своеобразной, эгоистичной любви. Однако известно, что всё это мертво, если лишено этического содержания. Действующие лица пьесы уже в самом ее начале - лишь фантомы, их жизнь уже закатилась или еще не началась, и единственное, что им остаётся, - рефлексировать.




Стоит отметить новаторское отношение Владимира Космачевского к постановке классической пьесы. Подчеркивая фантомную суть главных героев режиссер создаёт специальный черно-белый грим для всех персонажей, который не практически не дает актёрам демонстрировать свои эмоции. Зритель зачастую слышит механические диалоги, которые подчёркивают атмосферу безысходности и отсутствие живых человеских эмоций в семье Клаузенов.  




На сцене стараниями создателей постановки уже практически наступил этот "Заход" - действия развиваются в полутьме при минимуме освещения на фоне сгоревших и разбросанных многочисленных книг. Как бы не пытались лицемерные дети сохранить своё благосостояние, история уже вынесла свой приговор. Скоро всё уже сгорит в пламени Второй мировой войны. Но на этом эпохальные измения для Европы не заканчиваются, в перспективе уже видится "Европа в парандже" наших дней.



Свобода выбора или контроль? – вопросы, заданные Гауптманом себе и обществу накануне прихода фашизма, в трактовке Владимира Космачевского на сцене Электротеатра сегодня обретают новое, острое звучание.




Что можно сказать после просмотра спектакля? Однозначно - это заметное явление в московской театральной жизни и однозначно рекомендуется к просмотру.

Последние записи в журнале

Уход в Никуда...
В Советском Союзе таким талантом,как у Герхарта Гауптмана обладал великий русский
писатель Фёдор Александрович Абрамов...
Хочется поздравить создателей спектакля "Перед заходом солнца" с успехом!