Александра Яблочкина

15 ноября 1866 года в Петербурге родилась Александра Александровна Яблочкина, русская и советская театральная актриса, педагог, народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии первой степени.




Ее отец, дед, прадед и прапрадед были деятелями искусства. Впервые выступила на сцене в шестилетнем возрасте. Сценическим искусством занималась с Г.Н. Федотовой и с отцом Александром Александровичем Яблочкиным.

В 1888 году дебютировала в Малом театре (в роли Софьи); работала в этом театре до конца жизни. Выступала вместе с великими мастерами русской сцены, искусство которых оказало огромное воздействие на формирование творчества актрисы. Воспринимая лучшие традиции реалистической школы, Яблочкина постоянно следовала им в своём искусстве.




Революцию актриса восприняла совершенно спокойно, так как считала, что для искусства абсолютно неважны социальные и экономические потрясения, а настоящий актер является слугой лишь одного господина – театра.




Однако переход из времени царского во время советское не просто прошел для Александры Александровны незамеченным. Она умудрилась сохранить свою фантастическую наивность и не устраивавшую многих привычку говорить именно то, о чем думала в данный момент. Партийные и военные бонзы послереволюционного периода обожали посещать спектакли с участием Яблочкиной, но зато говорить с ней крайне опасались. Она могла запросто заявить при свидетелях весьма известному красному командиру:
- О! А я ведь помню вас бравым гвардейским офицером! Вам так к лицу были аксельбанты! Вы, кажется, дослужились до капитана императорской гвардии?
- Что мог ответить на подобный вопрос заслуженный красный командир, тем более что все сказанное было правдой до последнего слова?




Согласно веянию времени и по велению свыше, Александра Александровна стала членом ВКП (б). При этом ее никоим образом не интересовали политические или идеологические подоплеки собственного поступка. Было сказано артистам вступить в партию – она и вступила вместе с другими. Платила взносы, посещала собрания и не понимала ни слова из призывов, директив и указаний на новое экономическое направление. Как говорили ее коллеги: «У великой Яблочкиной великая судьба! Она старилась на сцене у нас на глазах вместе со своими героями…»




Когда актриса уже не играла в спектаклях, взяли за правило приглашать ее на все партийные собрания или мероприятия, хоть сколько-нибудь значимые. Александру Александровну неизменно сажали в президиум, откуда она улыбалась своей знаменитой, хоть и постаревшей уже улыбкой. Подобная традиция закончилась довольно интересным образом. Однажды на партийном собрании, посвященном юбилею Великой Октябрьской социалистической революции, кто-то из молодых коммунистов задал Яблочкиной вопрос:
– Скажите, Александра Александровна, а вот как вы думаете, коммунизм будет сильно отличаться от нашего времени?
– Конечно! – спокойно ответила Яблочкина с высоты стола президиума. – Вы же понимаете, что время это будет невыразимо прекрасным! Появится много продуктов, разных и полезных. У каждого человека будет своя отдельная квартира или дом, а коммуналки уйдут в прошлое…




По мере того, как Александра Александровна расписывала свое видение коммунизма, лица собравшихся светлели, люди улыбались, предвкушая приход прекрасного времени – коммунизма… Сейчас это может показаться странным, но в те времена отношение к будущему было иным – многие в него не просто верили, а еще и считали, что до построения коммунистического общества остались считанные годы.
– Люди станут намного культурнее, – увлеченно продолжала актриса. – Они будут невероятно много читать и посещать каждый день театры. Вежливость и уважительность в отношениях станет нормой, а улицы будут чистыми и ухоженными…
Видимо, Яблочкина очень увлеклась своим внутренним видением будущего, потому что неожиданно для всего собрания мечтательно добавила:
– В общем, все будет, как было при царе!




Высокий вкус, исключительное внимание к чистоте русской речи, строгая этическая требовательность к себе и окружающим отличали Яблочкину как художника и человека. Превосходная исполнительница ролей классического репертуара, Яблочкина много выступала и в пьесах современных русских и западно-европейских драматургов.

Первоначально играла роли молодых девушек и женщин, впоследствии перешла на амплуа пожилых женщин и старух. Яблочкина обладала тонким комедийным мастерством, грацией, отточенностью жеста, движений, безукоризненно носила сценический костюм.





Последний раз Яблочкина выступила на сцене в 1961 году в роли мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по Теккерею), в возрасте 95 лет!

Много сил отдавала Яблочкина общественной деятельности. Ещё до революции на протяжении ряда лет она избиралась председателем «корпораций артистов Малого театра», настойчиво отстаивала интересы актёров.




В 1915 году, после смерти основательницы Русского театрального общества Марии Гавриловны Савиной, возглавила его и была его бессменным председателем до конца жизни. Воспоминания Яблочкиной переиздавались несколько раз.

Александра Александровна Яблочкина умерла в Москве 20 марта 1964 года, не дожив всего двух лет до своего столетия.




добавить в друзья




Метки:

Избранные записи из этого журнала

  • Рождение Малого театра

    26 октября 1824 года в истории театральной России произошло знаменательное событие - появился "Малый театр". Формирование постоянной…

  • Вера Пашенная

    19 сентября 1887 года родилась Вера Николаевна Пашенная, ведущая актриса Малого театра, сменившая на сцене великую Ермолову. За полвека жизни,…

Что называется-благородство,достоинство,честь!!!
Мне понравилась Александра Александровна своей доброй улыбкой,статью,прелестными
манерами,чистой русской речью с богатейшим диапазоном обертонов(сейчас это искусство
владения голосом даже в актёрской среде,не говоря о телеведущих,у дикторов! напрочь
отсутствует,все куда-то спешат,проглатывают слоги,буквы,будто у них не хватает зубов или
проблемы со связками и носоглоткой)-утеряна школа.Мне случайно попалась запись голоса
Бенедикта Камбербэтча:ребята-молодые актёры-учитесь говорить,иначе вам придётся тяжко
в избранной профессии!