Авдотья Истомина

6 января 1799 года родилась легендарная балерина Авдотья Истомина.

Авдотья Истомина - романтический символ русского балета, кумир первой половины ХIХ века.
Авдотья

Имя этой танцовщицы увековечил Пушкин.
Строки из «Евгения Онегина» всем знакомы со школьной скамьи:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.


В своих произведениях поэт не раз использовал образ молодой балерины, от него пошла легенда о восточном происхождении красавицы, в письмах к брату он называл её Черкешенкой.
­
Имя Авдотьи Истоминой часто встречалось в прессе тех лет, а также в дневниках и письмах известных людей. Историк русского театра Арапов так описывает популярную балерину: «Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела чёрные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер её физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, лёгкость, быстроту в движениях...»

Героиня петербургских слухов и сплетен, предмет обожания и причина дуэли гвардейцев, подруга Грибоедова, первая на российской сцене танцовщица, вставшая на пуанты и сделавшая первые шаги на пальцах, волшебница танца - всё это она, Авдотья Ильинична Истомина.

Она родилась в 1799 году. Осиротевшую 6-летнюю девочку приняли в Петербургское театральное училище, о ней ходатайствовал какой-то музыкант, но имя человека, способствовавшего появлению на российской сцене талантливой танцовщицы, неизвестно. В 9 лет Истомина впервые вышла на сцену в балете «Зефир и Флора», а годами позже спектакли с её участием называли праздниками театра.
­
Множеству воздыхателей юная балерина предпочла весёлого ветреного повесу штаб-ротмистра Шереметева, около двух лет они прожили вместе. Гвардеец был ревнив, и однажды после очередного выяснения отношений Авдотья ушла от него.

Как-то поздним вечером А. Грибоедов после спектакля пригласил балерину на чай. В то время дипломат и литератор жил на квартире своего приятеля камер-юнкера Александра Завадовского, графа, наследника огромного состояния. Когда-то он попытался закрутить с Авдотьей роман, но не встретил ответного желания с её стороны.

И вот спустя время, случайно встретившись, вновь предложил балерине свою любовь. Снова последовал отказ, но об этой встрече узнал ревнивец Шереметев. Так из-за Истоминой разразился поединок, вошедший в историю как «дуэль четверых», в которой секундантом был А. Грибоедов. Истекавшего кровью Шереметева Авдотья увезла с места дуэли домой, вскоре он скончался.


Дуэль

На 20-м году службы в театре отяжелевшей и потерявшей былую живость танцовщице вполовину снизили жалованье. Однако Авдотья Ильинична не сдалась и продолжала выступать в амплуа мимической актрисы, Но на этом несчастья не закончились: в 1836 году во время спектакля она получила травму. На прошение о поправке здоровья Истомина получила неожиданный ответ: император Николай I приказал ее уволить. Последнее выступление бывшей роковой красавицы состоялось на сцене Александринского театра.

Годы громкой славы для русской Терпсихоры прошли, она занималась с учениками, дважды выходила замуж: за своего воспитанника Годунова, безвременно умершего, и драматического актера П. Экунина. Умерла балерина в 1848 году от холеры.
Метки: