Нашла коса на камень отзыв

Премьера "Нашла коса на камень" и сюрпризы Московского Губернского театра
Субъективное мнение московского обывателя

Вчера 22 декабря с большим наслаждением посмотрела премьеру "Нашла коса на камень" в Московском Губернском театре. Художественный руководитель обещал много сюрпризов и свое слово он сдержал.

Театр начинается с вешалки

Первый сюприз поджидал нас на входе в театр. Тетка-капельдинер внимательно изучила наши билеты и от изумления  у нее полезли глаза на лоб. Как так, у Вас билеты на 8 декабря, а Вы пришли 22 декабря. Хоть она и работает в МГТ, но ей было невдомёк, что 8 декабря предпремьерный показ отменили и перенесли премьеру на 22. Тем не менее она отправила меня к администратору, который позвонил некой могущественной Ирине Владимировне и получил от нее великодушное разрешение пропустить нас на спектакль.

Фойе

К премьере спектакля огромное фойе МГТ, которое худрук сравнил с храмом искусств, было украшено живописными полотнами авторства русского художника Георгия Георгиевича Шишкина, правда, проживающего в настоящее время в княжестве Монако. На картинах под общим названием "Русские сны" изображены Пушкин и другие сказочные персонажи, но центральное место занимает портрет самого Худрука, на фоне которого очень любят фотографироваться поклонники Сергея Витальевича.

фойе

В фойе присутствовал лично и сам художник, который скромно предлагал купить настенный календарь с репродукциями своих картин за какие-то 2000 руб. Но для справедливости нужно отметить, что Шишкин ссылался на некую театральную администрацию, которая установила такую цену.

 Худрук обещал ярмарку с продукцией народных промыслов и выполнил свое обещание. Зритель перед спектаклем мог купить лаковые шкатулки и другие расписные предметы из Палеха, фарфор из Гжели, павлопосадские платки, новогодние игрушки и другие полезные предметы домашнего обихода. Для создания благоприятной обстановки в фойе играл оркестр, как назвал его один героев спектакля, "медных" музыкальных инструментов. Для исторической достоверности оркестр нарядили в белые мундиры, а музыкантам мужского рода приклеели пышные бакенбарды в стиле "а-ля Пушкин" из одноименного спектакля из репертуара театра Сергея Безрукова.

К слову этот оркестр можно определенно считать в качестве одного из главных действующих лиц спектакля, так как многие сцены пьесы происходили с его непосредственным участием.

оркестр 2


Буфет

Заядлые театралы знают, что лучшее восприятие спектакля обеспечивается бокалом шампанского или рюмкой коньяка.

Руководители театра обещали новую кейтеринговую компанию, которая должна была кардинальным способом поменять представление о театральном буфете у театрального же зрителя. На практике оказалось, что в меню присутствуют традиционные бутерброды и 2 вида пирожных. Все новинки свелись к профитролям с креветками, которые до вчерашнего вечера я никогда не пробовала. Почти все цены в буфете для облегчения подсчетов кратны 200 руб., а 50 г дагестанского коньяка стоит 250 руб. Дорого это или дешево, каждый определяет для себя сам в соответствии со своми представлениями о "бешеных деньгах".

буфет

Начало

Спектакль начался в 19-28, хотя все простые зрители были на своих местах в 19-00. Позже выяснится, что на премьеру прибыли губернатор Московской области Андрей Воробьев с супругой и сопровождающие его лица. Пока зрители своими аплодисментами пытались призвать труппу начинать театральное священодействие, худрук МГТ знакомил  руководство Губернии с образцами народных промыслов. Зрителю остается только радоваться, что театр пока только Губернский, а не Президентский.

Начало спектакля

Наконец в 19-28 свет в зрительском зале погас и по проходу в центре зала промчался живописный персонаж, изображающий, видимо, дворника того времени. Дворник добежал до сцены, повернулся к публике и начал свою речь на непонятном языке, в котором прозвучало слово телефон, сопровождающуюся выразительным жестом метлой, сметающей мусор с мостовой. Хорошо, что на сцене в этот момент появился молодой актер по фамилии Айткулов и перевел нам, зрителям, на русский о крайней нежелательности пользоваться мобильными телефонами во время спектакля. Может быть во времена Островского и были дворники-татары, не говорящие по-русски, но режиссер-постановщик очень актуально провел параллели с нашем временем, когда среди менеджеров метлы и лопаты в московских дворах встретить говорящего по-русски уже большая удача. А уж жители района Кузьминки, где расположен МГТ, давно привыкли, что русскую речь от окружающих можно услышать все реже и реже.
Тем временем дворник продолжил яростно сметать листья со сцены, что должно бы символизировать такое время года, как осень. Правда на дворе уже декабрь, и чтобы зрители не забывали о зиме была включена вентиляция, понизившую температуру в зале до среднезимних московских значений.

дворник

Сюжет

Как худрук и заявил, спектакль поставлен по трем пьесам Островского. Первые две уже были озвучены - это "Бешеные деньги" (раннее название "Нашла коса на камень") и "Бесприданница", известная широкой публике по фильму "Жестокий романс" с Ларисой Гузеевой. Эпизод из третьей пьсы мы увидели в конце спектакля, о чем я расскажу чуть позже.
Действия двух пьес практически не пересекались, за исключением последних эпизодов, когда ревнивый муж Ларисы Огудаловой Карандышев украл дуэльный пистолет, из которого Савва Васильков хотел застрелить всевдолюбовника своей супруги Жоржа Телятева.
В основном все действие развивалось в соответствии с сюжетной линией пьесы "Бешеные деньги", которая неоднократно ставилась в царских и советских театрах, и даже была экранизирована Евгением Матвеевым в 1981 году с Людмилой Нильской и Александром Михайловым в главных ролях.
Сюжетная линия "Бесприданница" представлена всего 3 или 4 эпизодами, последний из которых и перекинул смысловой мостик к третьей пьсе.

Сюрприз

Теперь о сюрпризе, котрый приготовил зрителям худрук в конце с пектакля. Итак, на сцене на дальнем плане остались все персонажи из "Бешеных денег", довольные тем, что Лидия Чебоксарова исправилась, пообещала вести хорошо и исполнять свой супружеский долг в качестве экономки.
А теперь перед зрителями Карандышев с дуэльным пистолетом в руках обращается к своей жене с определенными претензиями по поводу недостойного поведения. Перед нами разворачивается душещипательный диалог, в конце которого Карандышев со словами, которые уже знает почти каждый школьник, - Не доставайся ты ж никому - стреляет из дуэльного пистолета и убивает бедную Ларису Дмитриевну. Как сейчас модно говорить - зритель в шоке. Вдруг зажигается свет над, так скажем, зрителями  этой сцены с другой стороны и кто-то из персонажей "Бешеных денег" громогласно заявляет - позвольте представить провинциальную актрису Александру Николавну Негину. Лариса чудесным образом оживает и наступает кульминация спектакля. Вот Вам и третья пьеса Островского - "Таланты и поклонники".
В конце спектакля также неожиданно для зрителя персонаж пьсы "Бешеные деньги" Лидия Чебоксарова получила неожиданное и недостойное предложение от персонажа "Бесприданницы" Мокия Парменыча о достойном содержании, поскольку для "него невозможного мало".

Артисты

По моему скромному мнению игра артистов заслуживает самой высокой оценки.
Каждый актер сам или под чутким руководством режиссера нашел изюминку в своем персонаже и с блеском продемонстрировал ее зрителю и это не считая самой блистательной актерской игры.

Савва Васильков в исполнении Дмитрия Дюжева убедителен во всем. Следует характеристикам этого персонажа, употребляет поговорки, принадлежащие жителям городов среднего течения Волги: «когда же нет» — вместо «да»; «ни Боже мой» — вместо отрицания, «шабер» — вместо «сосед». Время от времени артист все таки вспоминает, что его персонаж с Поволжья и начинает нарочито "окать".
Режиссер спектакля дал возможность продемонстрировать Дмитрию Дюжеву и свои прекрасные вокальные данные и спеть несколько замечательных романсов.
Правда мне было непонятно назначение маленького микрофона у правого уха Дмитрия. То ли он помогал петь или наоборот из него для артиста раздавались слова суфлера.
Но настоящий фурор Дмитрий Дюжев вызвал, когда его герой по ходу действия облагородился и появился в смокинге, как "денди лондонский одет".

Дюжев


Герой Сергея Вершинина - Жорж Телятев - любитель красивой жизни за чужой счет, но добрый в душе человек, познакомил Василькова с Лидией, а конце продемонстрировал себя во всей красе, в том числе и физической. В этом ему помогли элементы, так скажем, эксбиционизма.
После просмотра пьесы можно сделать однозначный вывод о гуманности нравов и законов того времени. За долги Телятева обещают посадить в долговую яму на три месяца, а платить за его содержание должен сам дающий в долг. Телятев с пафосом заявляет Лидии, что через три месяца он надеется вернуться к своей праздной жизни за чужой счет. В наше суровое время герой Вершинина вряд ли может рассчитывать на такой гуманизм.

Вершинин


Достоен сострадания персонаж Антона Хабарова - Егор Дмитрич Глумов - который по ходу действия выпил пол-литра хлебного вина, а после этого вынужден был принять ухаживания престарелой невесты в надежде заполучить ее капиталы.

Глумов

Огромное впечатление произвела игра театральных корифеев - Галины Бокашевской и Виктора Шутова. Реплики, фразы, жесты - все настолько гармонично и естественно, что сам Станиславский не скажет - "Не верю!".

Бокашевская и Шутов


Хочется пожалеть атрису Карину Андоленко, персонажу которой пришлось обливаться горючими слезами почти все действие спектакля. Но молодая актриса с достоинством справилась со своей ролью. Но время от времени возникало такое чувство, что у актрисы заморозили немного нижнюю челюсть.

Карина и Дюжев


Декорации и костюмы

Для современного театрального зрителя, не избалованного декорациями в современном театре, просто был какой-то праздник видеть декорации спектакля "Нашла коса..." , выполненые в стиле "бешеных денег".
А особенное мне понравились костюмы главных героинь, выполненные с филигранной тщательностью и исторической достоверностью. Но окончательно меня добил эпизод, когда влюбленные Савва и Лидия сели в практически настоящий мини-паровоз и уехали на встречу своему счастью.
А поворотный круг в центре сцены, по которому как не стараются бежать герои спектакля, но все время  остаются на месте, я думаю, будет разбираться в учебниках по сценическому искусству.

Апарт

Худрук в предпремьерных интервью неоднократно подчеркивал характерную черту пьес Александра Николаевича Островского, предусматривающую обращение героев непосредственно в зрительский зал с речью, которую театралы называют "апарт".
По ходу спектакля главные герои воспользовались этим приемом несколько раз. Правда на меня самое большое впечатление произвел апарт Дмитрия Дюжева, обратившегося в зал к зрителям выпить шампанского. Зрителя первых рядов с радостью закивали, после чего официант предложил им напиток с запахом и вкусом шампанского в пластиковых стаканчиках. Но сюрприз зрителей ожидал зрителей впереди. Через некоторое время тот же официант спустился в зрительный зал и предложил заплатить за выпитое по 500 руб. Некоторые опешили, а один зритель, видимо обладатель "бешеных денег", даже заплатил по счету.

Финал

Для меня лично, вне зависимости от уровня самого спектакля, большое удовольствие  наблюдать так называемые поклоны в конце представления.
"Поклоны" после "Нашла коса на камень" разрушил все мои стереотипы. Этот был спектакль после спектакля. Аплодисменты, браво, корзины и просто огромное количество цветов от поклонников и простых зрителей. Но апофеозом этого мини- представления было появление худрука Сергея Безрукова в безукоризненном черном костюме и кипенно-белой рубашке.

Худрук


Зал взорвался шквалом аплодисментов, как раньше говорили, переходящих в овацию. А потом благодарные актеры бросились качать худрука и, представьте себе, ни разу его не уронили.

Поброс

Эпилог

Для меня, жителя района Кузьминки, большая радость, что к нам в МОДИ руководителем пришел Сергей Безруков. Очень надеемся, что наша культурная жизнь приобретет долгожданное разнообразие высокого профессионального уровня.